"Если тебе снятся плохие сны - сходи помолись чудотворной иконе и поставь свечку", - наставляла меня знакомая.
Старую калитку у входа на кладбище гоняло ветром. Когда я подошла, она со скрипом отворилась и тут же захлопнулась за моей спиной.
Хотя световой день еще и не думал заканчиваться, стало жутковато: я будто попала в беззвучный мир. Шумного проспекта Нагибина в двадцати метрах от ворот ростовского Братского кладбища слышно не было!
Дорожки, залитые солнцем, уводили на кладбищенские улицы, где памятники стояли в тесном соседстве, опутанные, точно сетями, сухими ветками дикого винограда. Но мне была нужна Вознесенская церковь при кладбище - ее маковки виднелись вдалеке.
На площадке перед божьим храмом молился ангел с грустным детским лицом. Его фигурка одиноко белела на фоне серо-черных могильных крестов.
Старушка, торговавшая церковной утварью (книжки, подсвечники, масло), выслушав мой вопрос, указала пальцем в левый угол. По скрипящим половицам я подошла к образу, разукрашенному дешевым сусальным золотом...
Младенец смотрел сурово и строго. Почаевская Божья Матерь - одна из чудотворных икон нашего города. Но не единственная!
О церковных чудесах мы привыкли узнавать из центральной прессы: многие читали о храме Покрова Божьей Матери в далеком городе Ишиме, где на стекле, прикрывавшем икону Спаса Нерукотворного отобразился лик Христа. В подмосковном ивановском монастыре образы мироточили... Но мало кто из ростовчан знает, что в церквях родного города официально хранятся три иконы, совершающие чудеса.
Как объяснили корреспонденту "Вечернего Ростова" в ростовской Вознесенской церкви, чудо Почаевской иконы произошло два года назад, когда старый рисунок с поблекшими красками вдруг обновился, а из правого плеча Божьей Матери полилось масло.
Масляный ручеек я не застала, а вот полотно с Матерью и Младенцем видела своими глазами: действительно, выглядит как новое!..
На краю парка культуры и отдыха имени Островского, в храме Великомученика Пантелеймона, находятся чудотворные мощи святого, чьим именем назван храм: при жизни Пантелеймон славился тем, что исцелял тяжелобольных, и сегодня ростовчане приходят в церковь, чтобы поставить перед его иконой свечку "за здравие".
Рассказывают, что в Ростове уже несколько человек исцелились молитвой у чудесных мощей...
А в Сретенском храме, что расположен в микрорайоне Александровка (улица Детская, 254), икона завалена цепочками, брошами, золотыми кольцами... Как объяснили корреспонденту "Вечернего Ростова", золотые украшения - это знак признания за иконой сверхъестественных способностей. Драгоценные вещицы оставляют здесь верующие в надежде на чудо.
О святынях православной церкви рассуждают не только прихожане. Директор ростовского "Эниоцентра" В. Ю. Рогожкин относится к ним отрицательно. Мол, выставляя портреты умерших людей (так Виктор Юрьевич называет иконы!), церковь не позволяет духам умерших реинкарнироваться.
В вотчине ростовских парапсихологов пришли к весьма спорному с точки зрения православного христианина выводу, что нематериальные субстанции святых насильно задерживают на земле с помощью икон для того, чтобы они заряжали живых своей мертвой энергией. А это отрицательно влияет на организм тех, кто вымолил у образа для себя здоровье.
"Накачаются энергией через некротический канал, а потом через два года страдают онкологией! " - в "Эниоцентре" считают, что религия была придумана... злонамеренными внеземными цивилизациями.
Кстати, не только исследователи НЛО готовы опротестовывать чудесные свидетельства: трения существуют и между христианскими конфессиями. Например, протестанты считают православный обряд поклонения иконам языческим нарушением второй заповеди Закона Божия, запрещающей поклоняться идолам.
Но православная церковь объясняет, что верующие чтят не саму доску, а первообраз, священное лицо, изображенное на иконе.
Так бывают чудеса или нет? Мои не окрепшие в христианстве (как сказал бы священник) мозги требовали конкретики.
Как выяснилось, согласно церковным правилам, православные чудеса должна подтвердить специальная комиссия из Московской патриархии. Но ростовские отцы не спешат подавать туда документы, а пока только накапливают свидетельства и собирают необыкновенные истории, которые должны будут обосновать истинную чудотворность ростовских образов.
"Это чудо не нужно объяснять, ему нужно верить!" - отчитали меня в Вознесенском храме, когда я спросила: "Какое масло текло из плеча Почаевской Божьей Матери?"
А один знакомый батюшка убедил: "Чудотворные иконы необходимы некрещеным, чтобы убедить их принять православие. Всем остальным пора бы оглядеться вокруг и понять, что вся жизнь человека - это настоящее чудо!"
"Вечерний Ростов", 29.04.2003, Ростов-на-Дону, n91, стр.7
Автор: Л. Кононова