Биография Стюарта Соватски мало отличается от истории жизни многих учителей: был обычным человеком, стал заниматься духовными практиками, затем последовал подъем и рост во всех сферах, но с уклоном в йогу и эзотерику.
Стал преподавать, писать книги. Интересно становится, когда узнаешь, что он приятель Рам Дасса. Рам Дасс — псевдоним Ричарда Алперта, друга Тимоти Лири и всей остальной компании, которая стояла у истоков «кислотной революции» в США. Некоторые из них встали на путь духовности, а Ричард получил духовное имя от индийского гуру. Стюарт Соватски создал с Рам Дассом проект «Йога в тюрьме». Это радует — тюрьма как образ пут, предшествующих рождению новой жизни, всегда была подходящим местом для глубокого анализа и духовного роста, так что йога там наверняка приходится кстати.
Стюарт приезжал в Россию недавно, провел семинар по партнерским взаимоотношениям, теперь в свет вышла его книга «Эрос, сознание и Кундалини», в которой он рассказывает вовсе не о сексе, который обычно маскируется под словом «эрос», а о такой не очень понятной для нас вещи, как тантрический целибат.
Слово «тантра» в сознании обычного русского человека носит странную окраску. Вроде бы это духовная практика, а вроде — групповой секс в бане… В основном это результат деятельности некоторых учителей, которые пытаются создать себе группу поддержки, используя простые и понятные сигналы. Когда-то по заданию редакции я брала интервью у одного русского учителя тантры. Он предлагал мне начать посещать занятия их группы, мотивируя тем, что потом секс с мужем будет длиться дольше. После разговора я заглянула в класс: группа, состоящая в основном из женщин и пары мужчин с пивными брюшками, выполняла парами асаны йоги, дополненные энергетическими упражнениями вроде задувания друг другу в промежность (все происходило в одежде: «Без одежды, — как сказал учитель, — это домашняя практика»). Герой моей публикации смотрелся там как петух в курятнике, было видно, что любая из присутствующих ради него готова на всё немедленно. Вероятно, заметив мой скепсис, он пригласил меня позаниматься с ними и стать его напарницей. Что и говорить, оковы цивилизации рассыпаются мгновенно, когда малознакомый человек дует вам в промежность. Внутренне я следила за тем, чтобы не противиться происходящему, расстегивала маленькие замочки страха, которые возникают у человека, имеющего дело с неизвестностью. После класса было ощущение спутанности сознания и в то же время силы, энергии во всем теле…
Потом я наблюдала этот эффект и у других учителей: упражнения берутся из хорошей, древней традиции, они работают, но объяснения и цели кажутся спорными: «Практикуйте, чтобы секс был дольше» или «Практикуйте, чтобы открыть третий глаз и знать будущее» и т.д. Учителю кажется, что так люди быстрее заинтересуются, и для многих это — серьезная приманка. Однако такие приглашения только отпугивают тех, кто понимает, что смысл духовной практики — освобождение, и осознает, что особый секс и способность видеть будущее — всего лишь побочные эффекты занятий йогой и тантрой.
Вообще тантра — это использование для продвижения по духовному пути средств, недопустимых в большинстве традиций. Здесь идут в ход интоксиканты (растительные наркотики) и секс. Освобождение происходит через проламывание запретов и культурных ограничений. Индия — мать бесконечно разных духовных традиций, и ее сила в том, что если кто туда сунулся, того она крутит и так и сяк, чтобы вышла польза. Самый большой эффект от таких практик получают как раз люди, совершенно к этому не склонные, те, кто скован в сексе и побаивается веществ, изменяющих сознание. Если человек идет по духовному пути и с ним происходят только приятные события, его скорость минимальна. Чем больше потрясений и испытаний, тем выше скорость. Однако высокая скорость — это всегда опасно, и тантра — путь, на котором можно потерять все. Поэтому так важен знающий учитель, а также холодный ум и твердое сердце.
На самом деле собственно секс случается в жизни тантриста не так уж часто. Это священный ритуал, к которому готовятся месяцами. Так как мужское семя — драгоценная субстанция, которую не стоит расходовать, такой секс часто не завершается семяизвержением. Если семя не расходуется, оно становится гуще, и в текстах говорится, что сперма древних йогинов была настолько густой, что, когда она все-таки выходила наружу, ее нить можно было растянуть на несколько локтей и она не обрывалась.
Стюарт Соватски пишет о том, что секс — это медитация тела, момент, когда ум отключен, а сознание одного человека полностью погружено в сознание другого. Тантрический секс — это слияние энергетических тел партнеров, тел, усиленных долгим воздержанием, и эта объединенная мощь используется для достижения успеха в практике. Впрочем, Соватски идет дальше — пишет о том, что наибольших успехов в этой традиции добиваются те, кто практикует тантрический целибат, то есть воздерживается от секса. Однако важно не закрываться, налагая запрет на сексуальные желания в каком бы то ни было виде, — так главными тантристами стали бы высохшие старые девы. Если оставаться открытым к сексуальным импульсам и испускать их, наполниться желанием до краев — именно тогда секс из физического занятия станет энергетическим, циркуляция энергии будет происходить внутри и вокруг человека, между партнерами, но не будет расходоваться на грубом физическом уровне.
Стюарт Соватски известен в Калифорнии как хранитель семей — благодаря его консультациям многие браки обрели второе дыхание. Голливуд совершает массовую атаку на обывателя, продвигая гламурный стиль жизни, в котором секс нужен для здоровья, хорошего настроения, уверенности в себе. Но человек — не автомат, и часто его желания не соответствуют пропагандируемым нормам сексуальности или ожиданиям партнера. Сейчас появилась женская виагра, пластырь, который повышает сексуальность у женщин.
Может быть, некоторые семьи и сохраняются благодаря таким средствам, но мне кажется, удовлетворение от такого медикаментозного секса получают только эго участников («мы молоды и сильны, раз делаем это») и фармацевтическая промышленность. Люди, которые попадают в зависимость от секса любой ценой, в старости попадают под нож пластического хирурга или в руки молодых любовников/любовниц, которые готовы на все ради безбедной жизни и ожидаемого наследства. Стюарт Соватски предлагает обратный рецепт: обновление через воздержание. Как пост помогает вернуть вкус простым полезным блюдам, так целибат возвращает ценность таким простым вещам, как прикосновение, взгляд. Эрос становится глубже и шире, чем акт физической любви. Главными сокровищами семейной жизни становятся простота отношений, смущение, грусть в разлуке. Постепенно этот чистый, наивный взгляд распространяется не только на партнера, но на всех вокруг.
Источник: Частный корреспондент