Аркаим... В современной России, пожалуй, не найти другого археологического памятника, к которому проявляли бы такой интерес и рафинированные интеллектуалы, и разного рода политики, и средства массовой информации. Аркаим уже породил множество мифов - а ведь еще чуть более десяти лет назад о нем не знали даже специалисты.
Начиналось все весьма скромно. Летом 1987 года археологи Челябинского государственного университета проводили рутинные обследования археологических памятников в Большекараганской долине, что на юго-западе Челябинской области. Долину предполагалось затопить, чтобы устроить там обширное водохранилище для соседних совхозов. Строители торопили, и археологи в спешном порядке составляли для потомков карту древних памятников, чтобы никогда больше сюда не возвращаться. Но внимание исследователей привлекли валы, которые, как выяснилось, окружали поселение необычного типа - таких в степной зоне раньше не находили.
Речь шла о круглом укрепленном поселении диаметром около 150 метров, которое включало десятки жилых помещений-полуземлянок с очагами, погребами, колодцами и металлургическими горнами. Весь этот комплекс, названный Аркаимом, относился - в это трудно было поверить! - к 17 - 16 вв. до н. э. Ему недолго пришлось оставаться в гордом одиночестве - в скором времени археологи обнаружили не менее двух десятков подобных круглых или прямоугольных городищ, расположенных в Челябинской и Оренбургской областях, в Северном Казахстане и в Башкортостане . Все они, по предположениям археологов, возникли в 18 - 16 вв. до н. э.
С середины 1990-х годов башкирские средства массовой информации также начали проявлять большой интерес к Аркаиму, соблазняя читателя все теми же псевдонаучными сюжетами о якобы особом климате на Аркаиме, о присутствующей там "биоэнергии", о расположенном там "святом месте" и т. д.
Все это не могло пройти мимо башкирских националистов, которые начали лихорадочный поиск своих далеких первобытных предков. Некоторые из них также обращаются к старой доброй "арийской теории" - они либо возводят всех башкир к арийским корням, либо стремятся связать с арийцами какое-либо из отдельных башкирских племен. Башкирские националисты апеллируют к археологическим данным и, прежде всего, конечно же, к Аркаиму.
Так, руководитель магнитогорской фирмы "Абзелил" Аль-Фатих Фазылов, избранный в 1994 году вождем башкирского племени тамьян, отождествляет Южный Урал с мифической Атлантидой, а исходной территорией арийцев называет Абзелиловский район Башкортостана, где до сих пор живут члены его племени. Это кажется ему достаточным для того, чтобы называть Аркаим и родственные ему памятники духовным наследием коренного, т. е. башкирского, народа.
Башкирский историк С. Галлямов также не обходит Аркаим вниманием - строительство поселения он приписывает прямым предкам башкир, а Заратустру объявляет башкирским пророком, жившим на Южном Урале. Эту теорию разрекламировала газета "Вечерняя Уфа", а ее восторженный почитатель писатель Г. Шафиков объявил башкир прямыми потомками "аркаимцев-ариев".
Мало какому археологическому памятнику досталось в наше время так много столь же широкой, сколь и сомнительной, славы, как Аркаиму. Обогатило ли это науку? Дало ли что-либо археологии? Есть ли пределы участия академической науки в политических играх?
Семен Теплов Уфа, Башкирия
Источник: Ufagub.com