Вентиляционные шахты Пирамида Хеопса уже на протяжении ряда лет вызывают ряд вопросов. Ранее считалось что шахты в камере царицы были незакончены, однако исследования Рудольфа Гантенбринка, (Rudolph Gantenbrink) проведённые в 1993-м году заставили сомневаться и в этом предположении.
Но начнём сначала... Так называемы, вентиляционные шахты, идут на север и юг от погребальных камер. Они имеют почти квадратное сечение в разрезе (23*22 см) и следующие углы отклонения от горизонтали ( по измерениям 1993-го года ) :
Северная шахта камеры Царя - 32 028',
Южная шахта камеры Царя - 45 0 ,
Северная шахта камеры Царицы - 37 028'' (по данным Петри) ,
Южная шахта камеры Царицы - 39 030'
Две шахты погребальной камеры фараона известны еще с семнадцатого века. Джон Гривз, профессор астрономии в Оксфорде, сообщил о существовании этих шахт после своего знаменитого обследования пирамид Гизе в 1638 году, упомянув, что северная шахта "почернела от огня факелов" м. В 1693 году де Майе, французский генеральный консул, тоже доложил о своем открытии шахт и сделал необычный вывод о том, что они служили для спуска пищи и удаления мусора". Джомард, сопровождавший Наполеона в его египетской экспедиции в 1798 году, писал позднее: "Эти узкие глубокие полости уходят вверх из погребальной камеры пирамиды Хуфу" .
Британский искатель приключений, полковник Вайз,вместе со своим коллегой, Дж.С.Перрингом, открыл, что шахты выходят наружу; это произошло в 1837 году. Поначалу оба исследователя решили, что шахты ведут в какую-то комнату, хоть у этого прохода и были очень маленькие размеры (23 на 22 сантиметра), но отказались от своей идеи, когда почувствовали после расчистки северной шахты потоки воздуха". Они предположили, что шахта была создана для вентиляции; именно благодаря им закрепилось выражение — "вентиляционная шахта".
Однако «Такая вентиляционная» система весьма мало походит на вентиляционную систему домов Египтян... Для того, чтобы проветривать погребальные камеры в пирамиде Хеопса, было бы разумнее разместить шахты горизонтально на уровне потолка, чем делать их наклонными, начинающимися в одном метре от пола, на уровне крышки саркофага. Можно добавить, что при строительстве наклонной шахты строителям приходится иметь дело с массой проблем при прокладке ее через ярусы, чего не было бы, если бы вентиляционные шахты были горизонтальными» (Бадави)
По какой-то причине строители оставили нетронутыми последние 13 см. блока у входа в две вентиляционные шахты в камере царицы. поэтому факт , что они вообще не служили для вентиляции, не вызывает сомнений. Только в 1872-м году Уэйнмэн Диксон, по аналогии с камерой царя, обнаружил их методом простукивания и пробился к каналу высотой 20 и шириной 23 см. Через 2 метра каналы уходил под углом вверх. Братья Диксоны успели сделать в шахтах три небольших находки - единственные предметы обнаруженные в Пирамиде Хелпса.
Учитывая вышеизложенное была высказана догадка, что шахты не предназначались для вентиляции вообще; а служили для чисто религиозных целей: «Более вероятно, что они выполняли какую-то роль при погребении, возможно, являясь путем для выхода души царя».
Тексты пирамид» часто содержат намеки на то, что посмертная жизнь царя связана со звездами; чаще всего при этом упоминаются звезды приполярной области, а также Сотис (Сириус) и Орион.
Р. Бьювелл провёл вычисления и получил, что с учётом прецессии земной оси, во времена постройки пирамиды, . южная и северная шахты погребальной камеры царя были направлены на Ал-Нитак (Дзету Ориона) и Альфу Дракона а южная шахта погребальной камеры царицы — на Сириус.
Но вернёмся к шахтам камеры царицы, именно они преподнесли очередной сюрприз. В марте 1993 года немецкий инженер, специалист в области робототехники, Рудольф Гантенбринк, нанятый Египетской организацией древностей, для улучшения вентиляции и запустил малогабаритный робот на гусеничном ходу, управляемый на расстоянии и снабженный мощными светильниками и телевизионными камерами. Этот робот "Упуат" (так звали Египетского бога ) и установил, что южная шахта камеры царицы идёт на протяжении 25 метров практически параллельно южной шахте погребальной камеры царя ,уходя выше уровня пола погребальной камеры царя на 19,5 метров. 22 марта 1993 года, в 60 метрах от начала подъёма южной вентиляционной шахты камеры царицы стены и пол шахты внезапно стали гладкими и робот вполз в проход из полированного известняка, и через 5 метров уперся и остановился . Эта история заслуживает более подробного изложения.
Всё началась в августе 1990 года, когда Египетская Организация древностей поручила Германскому археологическому институту в Каире смонтировать в Великой пирамиде систему вентиляции. В первую очередь этот проект предполагал «очистку» двух шахт камеры Царя, которые (в отличие от шахт камеры Царицы) имеют выход на внешние грани пирамиды и noтому в принципе могли иметь вентиляционное назначение. После очистки предполагалось установить в их «окнах» мощные элсктровентиляторы, чтобы усилить естественную циркуляцию воздуха.
Через несколько месяцев после заключения договора с египтянами директор Германского археологического института Райнер Штадельман получил предложение Рудольфа Гантенбринка на обследование шахт камеры Царицы при помощи миниатюрного робота.
В этом предложении излагаются планы Гантенбринка построить специального робота, снабженного двумя мощными лампами и цветной видеокамерой CCD, имеющей специальную оптику с постоянным фокусным расстоянием и углом обзора 120°. Робот должен быть оснащен мощным электродвигателем, который позволил бы ему преодолевать крутой уклон шахт. Видеокамера и электропривод должны управляться с мониторного пульта, установленного в камере и связанного с роботом электрическими кабелями. Над шасси и под шасси будут установлены гусеницы с двумя комплектами мощной гидроподвески, чтобы обеспечить хорошее сцепление с потолком и полом шахты. Следующий шаг был достаточно логичным: Штадельман перепоручил «вентиляционную» схему Гантенбринку.
В общем, как и планировалось, Гантенбринк начал с обследования шахт камеры Царицы. В помощь ему Германский археологический институт выделил Ули Каппа, который одновременно должен был официально представлять институт. Начать работы планировалось в феврале 1992 года, и обследовать собирались прежде всего южную шахту — ту самую, где впоследствии, в марте 1993 года, обнаружили «дверцу». Но его попросили перейти ко второй составляющей проекта — вентиляции пирамиды через шахты камеры Царя.
Поскольку эти шахты имели выход на северную и южную грани пирамиды, обследовать их можно было при помощи более простого устройства, которое Гантенбринк назвал Упуаут I. Внешне оно напоминало миниатюрные саночки с установленной на них видеокамерой и колесиками впереди и сзади. Вверх и вниз таскать его можно было просто за кабель.
Упуаут I годился для осмотра только шахт камеры Царя, но там интересного было мало. Проблему очистки Гантенбринк решил добрым старым способом. В расположенной неподалеку деревне Назлет-эль-Саммам он нашел ось от старого брошенного грузовика, привязал к ней кабель и таскал ее взад-вперед по шахте, выгребая оттуда накопившийся песок и прочий мусор. После этого он договорился со спонсорами о поставке и монтаже вентиляторов, а сам информировал Германский археологический институт, что будет теперь готовиться к продолжению обследования более многообещающих и интересных «глухих» шахт камеры Царицы.
Кстати : Гантенбринк обнаружил достойный упоминания факт. Обе северные вентиляционные шахта камер, на своём пути упирались в Большую Галерею и чтобы её обойти делали изгиб на запад.
Полный энтузиазма, Гантенбринк предложил Штадельману разработать еще более мощного робота, Упуаут II, чтобы начать решительный штурм тесных и труднодоступных шахт. При разработке новой машины необходимо было учесть трудности, с которыми в начале 1992 года столкнулся се предшественник. Ему теперь дали отставку и в шутку назвали отцом Упуаута. Как решил Гантенбринк, Упуаут должен быть компактнее, проворнее и намного сильнее. Конструкцию было решено разрабатывать абсолютно заново, и с этой целью в лаборатории в Мюнхене была собрана специальная бригада из инженеров — механиков и электронщиков, в основном добровольцев.
В течение следующего года им удалось создать буквально чудо космической эпохи. Корпус робота был изготовлен из особо легкого, но жесткого алюминиевого сплава, который использовался в авиастроении. На него был установлен хитроумный лазер для обследования узких и недоступных уголков шахты. Из сотен электронных компонентов были собраны электронный «мозг» и система наведения робота. Впереди и сзади от основного корпуса были размещены специальные моторы и приводы, причем для повышения устойчивости использовались специальные стальные распорки. Чтобы гарантировать, что робот будет крепко держаться в шахте, были установлены специальные гидроцилиндры высокого давления, способные создавать усилия до 200 килограмм. Была разработана новая видеосистема, которая могла поворачиваться в целях расширения обзора как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. С двух сторон от камеры устанавливались мощные осветительные лампы. И, наконец, специальный 8-колесный привод (4 колеса к полу, 4 — к потолку) должен был обеспечить прибытие робота к конечной цели.
Гантенбринк договорился, что вместе с ним в Египет приедет телевизионная бригада для съемок предстоящего обследования шахт камеры Царицы. Когда он с бригадой (включая режиссера Йохсна Брейтенштейна и его помощника Дирка Бракебуша) прибыл в Каир 6 марта 1993 года, оказалось, что и обследование, и съемка отложены в связи, как сначала показалось, с незначительной административной проблемой: Германский археологический институт не получил пока необходимого разрешения на съемку от Египетской организации древностей. Видя, что разрешения все нет и нет, сначала доктор Штадсльман, а затем Гантенбринк обратились лично к Захи Хавассу, генеральному директору Организации по пирамидам Гизы, который дал устное разрешение на съемку.
Тогда началось обследование.
Середина марта 1993 года оказалась критической точкой для работы Рудольфа Гантенбринка в Великой пирамиде, в первую очередь по следующим причинам:
а) все мероприятия обошлись ему в довольно приличную сумму денег (включая 250 тысяч долларов только за исследования и разработку робота);
б) съемка коммерческого документального фильма производилась за счет личных средств
в) согласно графику работ, съемку надлежало закончить в последнюю неделю марта.
Примерно в то же время, как рассказывает Гантенбринк, Штадельман вспомнил об Ули Каппе и ликвидировал официальную поддержку, которую ранее Германский археологический институт оказывал обследованию шахт.
Рано утром 21 марта 1993 года, перед началом рабочего дня, он, как обычно, нанес визит Захи Хавассу в кабинете последнего на плато Гизы и там, к своему ужасу, узнал, что директора пирамид отстраняют от должности в связи с не имеющим к нему никакого отношения скандалом вокруг пропажи некоей статуи времен IV династии". Хавасс вернулся на свой пост лишь в апреле 1994 года.
Этот неожиданный поворот событий случился в самый неподходящий момент, так как на 21 марта 1993 года Упуаут находился глубоко в южной шахте камеры Царицы и был, по мнению Гантенбринка, очень близок к концу путешествия. Так что обследование было необходимо продолжать. Судьба приготовила Гантенбринку удивительную встречу на следующий день, 22 марта (кстати, день весеннего равноденствия).
В этот судьбоносный день вместе с ним в камере Царицы находились Йохен Брейтенштейн, Дирк Бракебуш и Мухаммад Шахи. К 10 часам утра Гантенбринку удалось довести Упуаута II до глубины 51 м. В районе 54 метров робот уперся в какое-то препятствие на полу шахты, что грозило остановить дальнейшее продвижение; но, слава Богу, удалось сманеврировать. Затем, примерно через час, точнее в 11.05, на глубине 60 метров, стены и пол оказались ровными и гладкими, и робот внезапно (хотя можно сказать и «как раз вовремя») оказался в конце своего путешествия.
Как только на экране маленького телевизионного монитора появились первые кадры с изображением «дверцы» со специфическими металлическими деталями, Рудольф Гантенбринк сразу осознал огромное значение своего открытия. Именно в такие моменты и делается археологическая история!" Ведь это было не только возбуждающее, но и важнейшее открытие внутри самого знаменитого и самого загадочного в мире древнего монумента.
Интересно отметить, что под нижним западным углом «дверцы» виднелась щелка, попав в которую красная точка лазера исчезла. В этот момент желание заглянуть под «дверь» и посмотреть, что за ней находится, было, наверно, почти невыносимым. Щель, однако, была слишком узкой, чтобы в нее можно было подглядывать с помощью камеры Упуаута. Чтобы это сделать, нужна была дополнительно линза с волоконной оптикой; но, чтобы соорудить такую систему, потребовалось бы несколько дней, а может быть, и недель.
После того как спало первое возбуждение, первым инстинктивным действием Гантенбринка было убедиться наверняка, что уникальные видеокадры, которые он наблюдал на экране, как следует записаны. Убедившись, что запись в полном порядке, он и бригада упаковали ленты вместе со всем прочим инвентарем и вернулись на базу — в свой отель «Мувенпик» а затем в Германию.
Началась газетная шумиха. А 16 апреля агентство Рейтер из Германии передало официальное заявление Германского археологического института, сделанное секретаршей Штадельмана госпожой Кристиной Егоров. Последняя уверенно заявила, что «сама идея о возможном существовании камеры в конце шахты — чушь». Камера Царицы, объяснила она, вообще ни на что не нацелена, а назначение робота Гантенбринка состояло лишь в том, чтобы «измерить влажность в пирамиде». Вскоре Рейтер передало второе сообщение, где на этот раз цитировался лично Штадельман: «Не знаю, откуда взялась эта история, но должен сказать, что меня это очень раздражает, — полыхал он гневом. — Нет никакой другой камеры,— за камнем нет места»59.
В течение нескольких лет Гантенбринк пытался возобновить обследование шахт камеры Царицы но так и не получил разрешения.
Как заявил Захи Хавасс, директор египетского Верховного совета по изучению древностей, теперь археологи и историки будут изучать съемки, сделанные "пирамидоходом". На это уйдет около года, а затем, возможно, будет предпринята еще одна попытка путешествия по тоннелю.
Миссия маленького робота была организована при участии американских исследователей из бостонской фирмы iRobot и специалистов журнала "Нэшнл джиографик". На подготовку ушел целый год.
Ширина снабженного видеокамерой устройства была всего 14 сантиметров. Длина - 30 сантиметров. Робот перемещался, упираясь в пол и потолок канала четырьмя линиями гусениц - по две сверху и снизу. Внутри робота были установлены двигатели, видеокамера и сканирующее оборудование. Управление устройством осуществлялось из специально оборудованного в "комнате царицы", операторского модуля.
"Мы не расстроены... Миссия робота прошла успешно", - сказал Тим Келли, президент кинематографического отдела "Нэшнл джиографик".
При открытии "вентиляционных" шахт царицы братья Диксоны успели сделать в шахтах три небольших находки. Эти предметы — грубо выполненный каменный шар, крючок с двумя концами, сделанный из какого-то металла, и хорошо сохранившийся брусок из кедровой древесины длиной сантиметров 12 со странными пазами. Они были вывезены из Египта летом 1872 года и благополучно прибыли в Англию через несколько недель. Примерно с год о них упоминали в книгах и даже изображали в научных и популярных журналах вроде «Нейчур». Однако примерно в конце столетия все они пропали Их повторное окрытие напоминает детективную историю. Но предоставим слово Р. Бьювэлу и Г. Хэнкоку.
"Перечитывая газетные сообщения и личные дневники участников событий, мы выяснили, что Джон и Уэйнмен привезли реликвии в Англию в ящике от сигар. Мы узнали также, что, как упоминалось выше, братья участвовали в доставке в Англию Иглы Клеопатры. Обелиск был установлен на набережной Темзы, где и стоит по сей день. Джон Диксон участвовал в церемонии открытия, где, согласно отчету, захоронил «большой сигарный ящик с неизвестным содержимым» под пьедесталом монумента.
Логика довольно убедительная. Джон Диксон привозит реликвии в Англию в сигарном ящике. Он же привозит Иглу Клеопатры. Он закапывает сигарный ящик под Иглой. И примерно в это же время реликвии исчезают. Отчетливый масонский след в этом деле заставляет вспомнить теорию и практику масонства, один из распространенных ритуалов которого был связан с закладкой краеугольных камней монументов и сооружений. Так что представлялось вполне возможным, что реликвии из Великой пирамиды были спрятаны под Иглой Клеопатры в рамках масонских ритуалов с установкой всяческого рода памятных символов и т.п.
Во всяком случае, установленным фактом являлось исчезновение реликвий, и все специалисты Британского музея, у кого мы консультировались, говорили, что не имеют представления, куда они могли подеваться.
Как ни странно, Петри тоже не упоминает о находках в собственной знаменитой книге «Пирамиды н храмы Гизы», хотя и пишет о Диксонах и шахтах. Но не мог ли он упомянуть о них где-либо еще в своих объемных трудах? Эдварде посоветовал обратиться к биографу Петри египтологу Маргарет Хэкфорд-Джоунз, чтобы она просмотрела дневники и личные бумаги Петри. И если только он хоть где-то упоминает эти реликвии, она, конечно, смогла бы это обнаружить. Однако тщательный поиск, проведенный госпожой Хэкфрд-Джоунз, результатов не дал.
В отсутствие какой-либо разумной альтернативы мы выступили с предложением: может быть, стоит посмотреть, не лежат ли три загадочных предмета в сигарном ящике под Иглой Клеопатры?
Идею подхватила английская газета «Индспендснт» в номере от 6 декабря 1993 года. Отвечая на вопросы корреспондента, профессор Эдварде категорически заявил, что ни он, ни кто-либо из тех, кого он знает, никогда не слыхал об этих реликвиях. Поэтому мы очень удивились, когда 13 декабря 1993 года, всего через неделю после публикации статьи с ответом Эдвардса, доктор Вивьен Дэвис, хранитель египетских древностей Британского музея, небрежно сообщила в письме, направленном в «Индепендент», что реликвии находятся на хранении в ее отделе — в том же сигарном ящике.
Но почему же отдел не признавался в этом раньше?
«Думаю, что в этом деле имеет место какое-то непонимание, — успокаивал через несколько дней представитель музея по связям с общественностью. — Мы не говорили, что у нас их нет; мы говорили, что не знаем, имеются ли они».
Но мы все-таки выяснили, что же произошло. Реликвии (точнее, две из них, поскольку единственный предмет, датировка которого по углероду возможна, а именно кусок дерева, отсутствует) вовсе не были спрятаны под Иглой Клеопатры, как мы думали. Они оставались в семье Диксонов ровно сто лет. После этого, в 1972 году, праправнучка Диксона отнесла их в Британский музей и великодушно подарила отделу египетских древностей, причем регистрация этого факта была методично произведена рукой лично хранителя — доктора Эдвардса. В дальнейшем же о реликвиях, по-видимому, просто забыли, и они всплыли на поверхность лишь потому, что в декабре 1993 года египтологу доктору Питеру Шору попалась на глаза статья в «Индепендент» о том, что мы их разыскиваем. Шор, который в 1972 году был помощником Эдвардса, теперь уволился и живет в Ливерпуле. Он вспомнил, как реликвии поступили в Британский музей, и ясно дал понять руководству, что на их совести довольно странная ситуация.
Мы, естественно, удивились: как могло случиться, что таинственные реликвии, извлеченные из неизученных шахт Великой египетской пирамиды, были встречены профессиональными египтологами с таким безразличием? По правде сказать, нелегко поверить, что о них в течение 21 года не вспоминали в отделе египетских древностей Британского музея." Эти три предмета — единственные реликвии, найденные за все время в Великой пирамиде.
Источник: Ufolog.ru