Все в нашей жизни: все достижения и подъемы в чем бы то ни было
происходят только благодаря таким специальным упражнением – и все
только с помощью Высшего света. Возьмите тех же футболистов: они
желают сыграть лучше, своим желанием они вызывают на себя нисхождение
Высшего света, поэтому и улучшают свои результаты – это же один и тот
же закон.
Только мы находимся в его, так сказать, максимальной реализации: мы желаем Высшую ступень в чистом виде. Мы не желаем стать лучшим футболистом или программистом – мы в чистом виде желаем получить эту Высшую ступень, и поэтому сейчас себя под нее подстраиваем.
Вопрос: Когда я начинаю чувствовать всех остальных полностью под властью Творца, как меняются мои действия?
Существуют внешние и внутренние действия. Я расскажу тебе только то, что могу рассказать, поскольку это очень деликатный вопрос.
Внутри, конечно, возникает, соответственно Творцу, любовь, понимание и отношение и к абсолютно неживым творениям, находящимся под полным контролем природы. То есть, мы думаем, что растения имеют какую-то самостоятельность, и уж тем более животные. Например, на меня бросается собака, и я злюсь на нее. Ну, а если мне на голову упал камень, разве я злюсь на камень?
Нам кажется, что в поступках более одушевленного творения есть какая-то свобода воли. А в человеке – уж точно! Мне кто-то угрожает? Да я его!.. Да, как он посмел!Поскольку мы сами находимся на таком уровне: домем, цомеах, хай, медабер – неживая, растительная, животная и человеческая природа в нашем мире, – нам кажется, что там, где существуют все эти градации, там и есть свобода воли. Но мы ложно видим этот мир. Когда отрываешься от своего «я», становишься свободен от него, тогда видишь, что все, кто под ним, находятся в полной власти природы или Творца, как угодно.
И поэтому у тебя к ним нет отношения, как к чему-то самостоятельному. Ну, убивают арабы евреев, взрывают автобусы. Кто-то делает плохое, кто-то – хорошее. Каждый человек внутри себя или по отношению к остальным… Ты не испытываешь никаких чувств: ни хороших, ни плохих – ты просто видишь, как общее поле передвигает людей. Вплоть до того, что когда у тебя возникает определенная мысль, ты видишь, как люди ее выполняют.
Если это твоя мысль, и ты находишься выше махсома, она исправлена в соответствии с Творцом. Она возникает у тебя, потому что ты, в какой-то мере, сравнялся с Ним. В этой мере ты включился в мысль Творца, и видишь, как все остальные эту мысль исполняют. Таким образом, ты видишь всех, в принципе, исправленными.
Ты можешь сказать, что они не существуют в своем свободном состоянии? Да, но в своем нулевом состоянии, под уровнем махсома, они все исправлены. Что значит исправлены? Значит, они неосознанно выполняют программу творения. И тут ты начинаешь ощущать: ну а я сам? А я – нет.
А где мое «Я»? Не то, с которым я расстался, а то, которое я сейчас должен приобрести, «Я» равное Творцу? И вот тут ты уже и начинаешь работать с собой, тебе добавляется эгоизм… Это уже духовные ступени.
Вопрос: Каковы должны быть действия относительно людей и относительно Творца и группы?
Действия относительно Творца – это понятно. Относительно же группы? Группа ничего не видит. Спроси у людей, которые были рядом с моим Учителем, сегодня их еще много, они тебе скажут: «ничего не было!»
Был старикашка такой, коренастый, плотный. Бегал все время, спокойно ходить не мог, разговаривал очень быстро. По телефону говорил 10-15 секунд – вот и вся беседа. «Да-нет» – вот и все. Ни «здравствуй», ни «до свидания». Вы потом поймете, что любое лишнее слово или что-то лишнее – нетерпимо, оно считается просто вредным.
Внешне по нему совершенно ничего не было заметно. Раздражался мгновенно – еще хуже, чем я. Но потом научился сдерживаться, говорил: «у меня уже нет сил!». А вообще-то, силы у него были – просто в конце жизни он уже научился. Говорят, что лет до 70-ти он вообще был невыносим. Я пришел к нему, когда ему было 75. Мне говорили: «ты бы посмотрел на него еще года два назад».
Но его уровень совершенно был скрыт. А зачем что-то должно быть заметно? Он ведь относительно тебя находится на таком же уровне, на котором и ты, для того, чтобы контактировать с тобой. Он же не сможет общаться с тобой по-иному. Только всякие маги и волшебники хотят заворожить тебя какими-то чудесами.
Это, опять же, подобно матери, которая спускается до уровня ребенка, играет и лопочет вместе с ним. И ребенок чувствует в ней не мать, а товарища по играм. А она подсказывает и помогает, но иногда наказывает и поощряет – то есть, все в соответствии со ступенью ребенка.
Так же и на уровне духовных ступеней. На каком бы уровне ты не был, Высшая ступень всегда нисходит вниз. Она даже оборачивается обратной стороной – «ахораим» относительно низшей ступени, то есть, показывает себя нелицеприятно. Ты начинаешь чувствовать в себе эгоизм, поскольку происходит скрытие света от обратной стороны Высшей ступени.
И ты проходишь не очень хорошие состояния. Творец показывает тебе, что Он всегда начинает с сумерек: «и был вечер, и было утро – день один». То есть, новая ступень начинается с создания кли, а это неприятное состояние. Это возбуждается левая линия – эгоизм, ночь.
Поэтому и каббалист не должен заменять собой Творца. Творец скрыт, вводит во всевозможные плохие состояния. А Учитель что – добрый дядя? Который будет нам помогать, улучшать и приукрашивать нашу жизнь? Наоборот! Рядом с ним должно быть еще хуже, потому что он желает еще конкретнее ввести тебя в этот путь, чтобы ты не убежал, не смазывал его. Так что, отношение проходящего махсом или перешедшего его к товарищам, остается практически таким же, как и раньше.
Он не будет показывать какой-то особый пример, вообще, не будет выделяться. Поймите, я не боюсь и не стыжусь сказать: то, что будет сейчас происходить, я не знаю. Ни один каббалист не знает. Мы же читаем много каббалистической литературы и видим, что все каббалисты по-разному предсказывали, что и как будет происходить в состоянии нашего сегодняшнего мира. Мы в этом деле первопроходцы, и невозможно до облачения в нашем мире предсказать, как это произойдет. Я знаю только, как проходят единицы, индивидуумы, а не группы в массовом порядке.
Сейчас должна пройти группа в массовом порядке, ну – не 500 человек, конечно, а – 50, но это уже группа, которая и должна совершить этот переход. Другого не будет, это я уже точно исследовал, вижу и чувствую. И зависит это, конечно, от того, кто действительно будет работать над собой – из них и соберется эта группа. Может быть, два человека из Америки, 15 – из России, парочка – из Калининграда, Кировограда, из Израиля – десяток, не важно. Это и будет называться группой, это и должно быть группой. Но как это произойдет, я не знаю.
Я могу воображать и предполагать все что угодно, но то, что еще никогда не облачалось в нашем мире в действии, ни один каббалист, даже самый большой – я видел это по своему Учителю – не сможет сказать, как это будет выглядеть. Ведь, если еще чего-то подобного не происходило в нашем мире, никогда невозможно предсказать, что это будет такое. Это же абсолютно новое действие.
Мы можем делать выводы только из того, что реализовалось, то, что в нас уже есть. Все же, что нам представляется, на самом деле, все это недостоверно. Мы учим об этом также и в «Предисловии к Книге Зоар». Там пишется, что есть материал, форма в материале, отвлеченная форма и суть. Книга Зоар говорит только о материале и форме, которая облачилась в этот материал. А об отвлеченной форме Книга Зоар и, вообще, ни один каббалист не говорит, поскольку то, что не облачилось в материал – это все фантазии, не более. Если ты начинаешь иметь дело с настоящей наукой Каббала, ты просто начинаешь этого избегать, ненавидеть и презирать, это ведь просто философия.Это пустота, всякие такие выдумки, только уводят тебянеизвестно куда. Могут еще на пару тысяч лет куда-нибудь увести, и ты будешь опять строить какие-нибудь коммунизм или вообще неизвестно что. Только шишки набьешь. Поэтому я не знаю и не могу сказать, как это будет воплощаться.
Вопрос: Вы говорили о второй части работы. Первая – это механические действия, а вторая?
Нет. Первая часть работы – это не механические действия. Первая часть, это когда мы учимся вместе, сотрапезничаем, поем, работаем, производим некие общие групповые действия, распространение, например, и пр. И пытаемся делать это максимально коллективно. При этом мы четко знаем, что этими действиями мы вызываем окружающий свет. Мы должны это понимать, и этого результата добиваться. Если мы все это делаем, это называется первой частью работы.
Вторая часть работы – когда мы представляем себя как бы на более высокой ступени, над махсомом. И пытаемся смоделировать, внедрить в группу такие отношения между нами.
То есть, первая часть – это когда, на нашем уровне мы желаем притянуть Высший свет. Вторая – когда пытаемся быть подобны Высшему уровню и тоже стараемся притянуть этим свет. Немножко под водой и немножко над водой. И желательно так к этому и относиться. Потому что, иначе ты можешь просто уплыть очень далеко – начнешь фантазировать, что ты уже где-то там…
Вопрос: Как при этом я могу включиться в желания других?
Об этом мы читаем во всех статьях. Для этого надо просто пытаться. Рабаш пишет: сделать товарищам приятное. У товарища всегда может не хватать только одного – настроения. Значит, ты должен работать только над его настроением.
Выход из себя и включение в чужое кли. Ты не должен начинать его допрашивать: «Что тебе надо? Я пришел тебе помогать. Ну-ка, давай, выкладывай мне все, что у тебя там на душе накопилось». Ты просто должен пытаться поднять его настроение. Это лучше, чем всякие остальные действия.
Это даже может быть и внутренне. Вообще, ведь отношение к товарищам – оно же внутреннее, на самом деле, никто и не знает, какое оно. Каббалисты, в течение многих тысяч лет, будучи в группах, практиковали совершенно обратное. Они внешне относились к друг другу как бы с насмешкой, грубовато, специально чтобы скрыть свои настоящие, истинные отношения.
Если мы почитаем рассказы о группе каббалистов из Коцка – так там даже смеялись друг над другом и над заповедями. Специально делали из себя шутов, чтобы их никто не воспринимал всерьез, чтобы максимально скрыть то, что находится внутри, в сердце. Это, по правилу: «ле цнуим – Хохма». То есть, всегда нужно скрывать все, что под экраном: свое «я», все свои внутренние отношения. А наружу проявлять только уже результат.
Но мы, в сравнении с группой из Коцка, находимся в таком возросшем эгоизме, что, если мы начнем играть в грубые, насмешливые отношения и только внутри держать себя в накале любви друг к другу, у нас получится и внешне, и внутренне – просто грубость, совсем не то, что надо.
Поэтому нам нельзя быть одними внутри, и другими – снаружи. Мы не такие сильные, не столь изощренны в этом деле. Вот когда станешь каббалистом, то есть, уже после перехода махсома, тогда, естественно, сможешь и скрывать, и раскрывать себя в той мере, в которой и будет необходимо. Тогда ты уже будешь понимать. А сегодня мы не должны этого делать.
Мы должны относиться друг к другу так, как мы относились бы на более высокой духовной ступени. И каждому подавать пример. Но, конечно, при этом ты не должен лезть целоваться к кому-то, и обниматься тоже необязательно. Ты должен незаметными действиями показывать пример своего отношения. И действия должны быть обязательно молчаливыми. Это – самое лучшее, самое действенное средство.
Пойди на кухню и посмотри, как работают ребята. Попробуй вместе с ними там побыть, и ты увидишь: полчаса работы на кухне, и ты уже чувствуешь все, что ощущают они.
Благодаря такому общению ты постепенно и достигнешь этого. У каждого из вас есть определенное время дежурства. У кого нет, тот несчастный человек, он должен немедленно попросить, чтобы ему это время выделили. Я вам всем советую. Я сам сейчас перед уроком зашел и немножко поработал на кухне. Это просто необходимо – чуть-чуть подключиться, хотя бы на часик, к бригаде, которая работает по нашему обслуживанию. Связь должна быть на всех уровнях.
Вопрос: Что означает, уподобиться более Высшему состоянию, играть его в действии?
Так же, как артисты играют. Мы сейчас разыгрываем театр. Мы собрались здесь для того, чтобы провести неделю в таком состоянии, словно мы находимся в совершенно других общественных отношениях.
В принципе, в нашей группе, это должно быть постоянно. То есть, максимальное проявление заботы, любви, уважения друг к другу, для того, чтобы через это постичь Творца. Любое начало и любой конец действия и мысли необходимо начинать Творцом и заканчивать Творцом.
То есть, я ищу Творца, для этого у меня существует средство: этот мир, группа, занятия, учебники, распространение, и так далее – все для того, чтобы выйти и достичь Его. Это не столь сложно. Вы увидите, как в течение ближайших месяцев человечество начнет меняться. Мы и так уже каждый день видим, насколько люди начинают нас больше понимать, как они вдруг начинают слышать, о чем говорит Каббала. Вы скоро увидите, что вас начнут искать. Те, кто сегодня, кажется, и слышать об этом не хочет – вдруг прибегут к вам. Сегодня они еще борются с собой, держатся за то, что есть, хотя пустоту ощущают уже практически все. Но это еще не та пустота, которая выталкивает человека в поиск, необходимая пустота еще придет. Это уже видно, она уже на подходе.
И тогда нам будет легче. Но и сейчас, вся постановка группы, ее устав, связи с другими группами, отношения внутри, распространение снаружи – все это должно исходить из принципа уподобления более высокой ступени.
Творец распространяет свой свет, а мы проводим Его знание в мир. Это и является нашим распространением. Таким способом Он относится к человечеству, и мы также. Но ко всему человечеству мы не можем относиться, ни в коем случае.
Бааль Сулам пишет в статье «Последнее поколение» – «Дор ахарон», что человек должен выбрать группу, маленькую среду, и только в ней культивировать подобные отношения, но ни в коем случае не снаружи. Люди тебя не поймут, они будут считать тебя или каким-то святым придурком, или просто сумасшедшим.
Ты должен действовать по этим законам только внутри своей группы, потому что это общество понимает тебя, принимает и одобряет, и точно также относится к тебе. Вот это уподобление следующей ступени мы сейчас и отрабатываем в группе. Это и определяет все ее законы, все ее действия, и вообще все – только исходя из этого. Здесь источник и нашего устава.
Вы понимаете, почему Каббала развивается? Почему она адаптируется, становится все более открытой, доступной для того, чтобы о ней можно было больше рассказывать? Потому что люди развиваются, эгоизм развивается, он становится более пригодным к восприятию, проходя через всевозможные страдания.
В эгоизме вскрываются более незаполненные части, причем они связаны между собой. Это, так называемые, «моха и либа» – чувства и разум. В связи с этим, ему – этому эгоизму – уже можно больше рассказать, он уже больше может тебя понять, даже из своей противоположности. Это как битый понимает лучше, чем небитый.
В той мере, в которой будет готова группа, то есть, вы – в той же мере я смогу изложить больше. Мы прошли хорошие состояния, пока строили сукку – вот я и смог немного написать о прохождении махсома. Это ведь тоже очень приблизительно, об этом же можно написать целую книгу, чтобы изложить все эти состояния.
Вопрос: Мне ясно, что сейчас я действую только для того, чтобы использовать всех – весь мир, для своего продвижения. Это мое естественное состояние, и мне нечего скрывать и затушевывать…
Правильно, это естественное состояние, но на более высокой ступени оно сменяется чувством стыда, за то, что я такой. Значит, для чего это надо? Для того, чтобы, по крайней мере, из другой точки, точки стыда посмотреть на себя. Ведь точка стыда – это уже не мы. Она появляется от воздействия света на нас. Сначала возникла первая стадия – получение наслаждения, из нее появилась вторая стадия: желание отдавать. Потому что свет, воздействующий на первую стадию, передал ей, помимо наслаждения, еще и свое свойство. Он показал первой стадии, что Он – Дающий, в результате чего, первая стадия тоже пожелала быть дающей.
Так вот, мне надо представить это искусственно, как будто свет уже действует во мне, словно я уже ощущаю его свойство Дающего, и чувствую себя в сравнении с ним противоположным. Если я буду пытаться ощутить себя относительно товарищей, как эгоист, этим я притяну на себя еще больший окружающий свет. Он и произведет во мне это действие, а результат его влияния будет ощущаться мною, как стыд, как осознание своих внутренних свойств. Это самое эффективное действие, притягивающее окружающий свет.
Вопрос: Что означает, представить себе, что я эгоист?
Я не могу сейчас вообразить себя иначе, как искусственно представляя себя эгоистом относительно других. Даже, не искусственно – я просто вижу, что я такой, но здесь, пока, я еще пытаюсь… Каждый ведь может представить себя эгоистом – не такая уж это и проблема.
Проблема в том, чтобы представить, что тебе стыдно за это. В том, чтобы тобой руководило это чувство по отношению к товарищам. Тогда получится, что ты подстраиваешь себя под более высокую ступень.
Вопрос: То есть, до такой степени, что я – ноль, а другие – нет?
Но это ни в коем случае не должно уменьшать моего участия во всех действиях. Нет, я продолжаю действовать, и мой эгоизм является движущей силой. Я должен давать ему наполнение: какие-то медальки, знаки отличия, поощрения – все для того, чтобы у меня была возможность действовать. Но, вместе с тем, я понимаю и осознаю, что я эгоист, – именно я – и потребительски отношусь к другим.
Вопрос: Это, как болезнь, которой я пользуюсь?
Я ощущаю этот эгоизм не как собственную болезнь. Я ощущаю его, как творение в себе, которое создал Творец. Я даже не принимаю его как свое собственное. Я ощущаю, что именно Он создал во мне это, и тогда я начинаю обращаться к Нему, чтобы Он у меня это забрал.
Вопрос: Если кто-то создал во мне это, как я могу этого стыдиться?
Я стыжусь, потому что нахожусь в таком состоянии, и еще не способен собственными усилиями из него выйти. Человек не должен стыдиться, за то, что он создан таким – он должен стыдиться, что еще не исправил себя. А это зависит только от него.
Вопрос: Я не должен думать о себе, но, в итоге, расчет всегда возвращается ко мне. Где же найти эту точку, этот фокус?
Точка моей концентрации – это не то, что сделал Творец, хотя Творец делает все, а то, что я не попросил у Него исполнить мою просьбу. Конечно, я не стыжусь за свою природу, мне стыдно за то, что я еще не исправил себя! Я еще не убедил Его, не попросил, не потребовал от Него исправить меня. Мне стыдно за то, что я еще не сделал того, что от меня зависит.
Вполне естественно, что, для собственного блага, я хочу использовать абсолютно всех, кто здесь есть. Более того, человек готов зарезать, убить всех, весь Земной шар. Все мы находимся в таком эгоистическом состоянии.
Это самый обыкновенный эгоизм, который ни с чем, и ни с кем не считается, абсолютно. Он начинается с детства. Мы этого не понимаем, но на самом деле, это так. И пускай психологи упрекают в этом своих пациентов, учителя упрекают учеников в школе. Это все ерунда. Бесполезно. Мы-то понимаем, что и учителя, и ученики находятся на одном уровне.
Я же должен упрекать себя не за то, что я такой – а за то, что я еще такой. С того момента, когда я начинаю ощущать, что мое исправление зависит от меня, во мне и возникает стыд.
У меня не возникает стыда относительно Творца, за то, что я себя мгновенно не перетаскиваю на следующую ступеньку. Стыд является именно той движущей силой, которая помогает мне приподняться. Если развернуть во мне все это действие стыда, то я должен стыдиться того, что не приложил достаточно усилий, чтобы во мне возникло такое ощущение стыда. Чтобы возникла потребность просить Творца исправить меня.
Вопрос: Просьба об избавлении от стыда – правильная ли это молитва?
Опять-таки существует два вида обращения: к себе или наружу. Или я хочу избавиться от стыда, потому что мне это очень неприятно. Или, когда я выхожу из своего «я», и мне уже неважно, приятно или неприятно, я только желаю быть подобным Творцу, оправдать Его действия и снаружи и внутри. Желаю оправдать ту природу, которую Он во мне создал. Для этого я и прошу, чтобы он меня исправил.
Все зависит от намерения, от того, чего я, в итоге, желаю. Для чего я желаю быть исправленным? Для того, чтобы просто избавиться от чувства стыда, или обрести свойства Творца.
Вопрос: Как ускорить преодоление этого барьера?
Любые барьеры человек может преодолеть, только если он в группе. И ни одна из вариаций этого перехода не предусматривает индивидуального прохождения махсома – это невозможно.
Только, если свыше определенной душе, дается определенная четкая миссия, тогда человека просто вытаскивают за уши за махсом, и ведут его. Но все равно, с большими испытаниями и страданиями. Нам ничего не поможет – только работа в группе.
Ты спрашиваешь, как ускорить этот процесс? Только через группу, а индивидуально – никак. Любые свои действия и свойства, любые недостающие тебе качества, можно провести и усилить на себя обратно только через группу. Мы устроены таким образом, что нас убеждает только общественное мнение, по крайней мере, чувство стыда и желание выделиться. Весь эгоизм работает на это.
Правильно используя группу, ты можешь вызвать в себе любое свойство, и повысить его до необходимого размера, чтобы тебя вытащило вперед. Только благодаря избирательному и правильному отношению к своим свойствам и к группе, как к усилителю этих свойств. Пускай сначала и потребительски. Но для чего ты этого потребительски хочешь? Чтобы духовно возвыситься. А возвыситься – это значит, в итоге, отдать им. Так что, в принципе, это действие – духовное.
Когда человек проходит махсом, весь его эгоизм остается внизу. Он сам называется «точкой», и никакого эгоизма уже не ощущает. Все свои действия за махсомом он начинает уже, как абсолютно голый альтруист. То есть, начинает приобретать альтруистические свойства. Естественно, сначала эти альтруистические свойства приобретаются тоже благодаря эгоистическим.
Ведь творение – это желание насладиться, и это желание никуда и никогда не исчезает. Оно только проявляется в большей или меньшей степени, в зависимости от того, как мы с ним работаем. Внутри себя всегда «я» – желание насладиться. В чистом виде мы сегодня его еще не испытываем, мы понимаем его только, как желание насладиться ради себя.
Когда исчезает «ради себя», то пропадает и это «я» – я существую, я не существую, и т.д. Но желание насладиться остается. Только тогда мы начинаем его ощущать, если можно так выразиться, как независимые эксперты. И на этом сосуде для наблюдений мы и строим свое намерение отдавать.
В той мере, в которой мы это намерение можем построить, в той же мере эти желания насладиться проявляются в нас все больше и больше, и тогда мы стыкуем их с экраном. Это, конечно, упрощенная модель. Эгоизм всегда проявляется в виде левой линии, в виде клипот, желания насладиться, его всегда хватает. В той мере, в которой надо, мы его и ощутим. Так устроены все ступени лестницы: в той мере, в которой надо для восхождения на следующую ступень, с левой стороны проявляется эгоизм – в необходимом размере и качестве.
Вопрос: Каким образом проявится Замысел творения в группе?
Мы не можем ничего предположить заранее. Опираясь на то, что описывают каббалисты – Бааль Сулам, например, – я думаю, что наша группа, разрастется до некой определенной массы, не в миллиард человек, конечно, но, может быть, десятков тысяч. Естественно, не необозримая масса, покрывающая всю поверхность Земли. Мы ведь имеем дело с эгоизмом, который построен и представляет собой определенную структуру. И только самая верхняя его часть, на сегодняшний день, готова к тому, чтобы начинать адаптировать себя к Высшему миру, к тому, что находится над махсомом.
Бааль Сулам пишет об этом в статье «Последнее поколение». Он пишет, что это будет маленькое общество, которое создаст из себя некое мини-государство, где будут все структуры, которые должны быть в таком духовном государстве. Это будет прообразом будущего устройства всего мира. И потом уже, постепенно, в окружающем мире создадутся такие условия, что люди сами будут стремиться примкнуть к этому государству.
Все это довольно явно прослеживается по нисхождению духовных корней.
В обществе будущего уже имеются в виду десятки, может быть, даже сотни проходящих махсом, которые и образуют по всему миру этот высший слой, наполненный внутренним светом, способным притягивать на себя окружающий свет для остальных. То есть, они уже будут представлять собой огромную духовную силу в нашем мире. А затем, мы придем к тому, чтобы создать как бы мини-общество, где мы будем жить и трудиться. Вполне возможно, что наш основной вид деятельности будет преподавание и распространение.
Вообще, я вижу всех вас через некоторое время как людей, занимающихся только этим, потому что этого от нас будет требовать весь мир. И поэтому каждый должен каким-то образом готовить себя к этому. Ведь мир так пирамидально и создан, и мы просто должны будем это делать.
Это произойдет очень быстро, все зависит только от того, сколько окружающего света мы сможем притянуть сверху – настолько и внизу быстрей проявится эгоизм. В наше время все происходит по экспоненте, а не как тысячелетие назад, когда люди не развивались, и практически не было разницы в уровне их развития.
Допустим, если сравнить 10-й век и 15-й – какая разница? В нескольких открытиях, изобретениях – и это за 500 лет. А сегодня, вы и не представляете, что за пять грядущих лет может произойти. Не стоит боятся будущего, стоит придти к нему как можно скорее.