Николай Ооржак всемирно известный в различных кругах шаман, целитель и мастер горлового пения «Хоомей», которое считается действительно уникальным явлением в мире музыки.
Горловое пение - особенный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосное соло. Однако тувинское горловое пение - хоомей - заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей - каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существуют несколько разновидностей - думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).
По мнению Николая Ооржака: «Горловое пение подражает звукам животных, и создаваемые звуки созвучны вселенским - как ритмы единого целого. Хоомей в сочетании со звуком бубна создает целостный, высший подход к человеку. Здесь нет никаких трюков или иллюзий, а есть могущество цельного звука. Пение без слов дает силу спокойствия и равновесия сознанию, делает его способным различать все, что содержит память человека, создает гармонию ощушения единого целого, подчиняется Вселенским законам, как и мелодии гор, степей и лесов, птиц и животных, звучит естественно и свободно, обладает силой любви, которое снимает гнев и печаль. При этом создается вибрация в органах, освобождается негативная энергия».
История Николая Ооржака началась 1949 году в небольшой деревне в западной Тыве. После окончания школы он несколько лет работал пастухом и среди степей, наедине со стадами, он начал постигать горловые звуки, которым его учили отец и дедушка. Закончив институт культуры в Улан-Уде, Николай работал директором народного театра. В постановках сцен из народного фольклора он часто играл роль шамана, и после таких спектаклей регулярно чувствовал головные боли. Николай обратился за помощью к известному тывинскому шаману Олегу Тойдуку, который увидел, что он страдает от избытка энергии и его призвание - стать шаманом и нести помощь людям. После этого родители Николая открыли ему тайну (скрываемую в советские времена), что по материнской линии в их роду были известные шаманы. Так и начался его путь.
В 1989 году на Первом Международном симпозиуме "Хоомей-89" Николай стал Лауреатом фестиваля в стиле каргыраа. После симпозиума он стал одним из активных руководителей фольклорного ансамбля "Тыва".
В 1993 году Монгуш Борахович Кенин-Лопсан (профессор, доктор исторических наук, виднейший исследователь шаманизма в мире) пригласил Николая Ооржака участвовать в шаманском обществе "Дунгур". Главная задача этого общества духовно-просветительское исцеление через сознание.
В 1995 году Николай получил благословление Его Святейшества Далай-Ламы XIV и начал более глубоко проявлять силу горлового пения в сочетании с шаманизмом.
В 1999 году стал председателем Централизованной религиозной организации шаманов. Центральное телевидение Германии выпустило короткометражный документальный фильм с Участием Николая про его шаманскую практику.
В 2002 году совершил трехмесячный тур по США и Канаде по приглашению Международной ассоциации гармонического пения, основанной Стивом Скляром, и канадского шаманского общества, проводя многочисленные семинары и концерты.
Сегодня, Николай Ооржак проводит концерты и семинары по шаманизму и горловому пению в городах России, Украины, Болгарии, Германии, Швеции, Швейцарии, Голландии, Румынии, Дании, Норвегии и других городах, обучая использованию горлового пения в целительстве и саморазвитии. Творческие возможности Николая привлекли внимание и профессиональных музыкантов, он участвовал во многих совместных проектах с известными группами "Er.J. Orchestra", «Alissid Jazz», «Safety Magic», По инициативе известного журналиста Дмитрия Киселева канал ICTV снял импровизационный концерт совместно со знаменитыми музыкантами Владимиром Соляником и Энвером Измайловым, помимо прочего, Николай Ооржак поет дуэтом с американским джазовым исполнителем Lee Andrew Davison.