Ценность любой науки в мире определяется ее пользой для человека. Польза науки каббала заключается в том, что человек, раскрывая собственную, скрытую от него ранее, природу, познает причины всего происходящего, а также связи между всеми причинами и следствиями.
Познание причины сотворения раскрывает цель нашего существования и дает нам представление о состояниях, которые мы должны пройти по цепочке причинно-следственных связей до приобретения окончательной формы.
«Бытие, или язык - это адекватный субъект науки каббала… Поэтому становится ясно, что ее мудрость в особенной мере управляет всеми остальными науками».
Раймонд Луллий
«Каббала не оставляет нам возможности проводить жизнь в прахе, но поднимает наш разум к вершине познания».
Иоганн Рейхлин, «De arte cabbalistica»
Современная наука определяет материю как объективную реальность, существующую вне человеческого сознания и независимо от него, а мир – совокупностью всех форм материи в земном и космическом пространстве.
В действительности такой, якобы материалистический, подход к внешнему миру, сильно сужает человеческие представления о функционировании материи и подменяет частным случаем грандиозную реальность. Согласно каббалистическому методу исследований наш мир является лишь небольшой частью данной нам в ощущениях объективной реальности.
Из школьного курса естествознания известно, что все множество проявлений материи делится на 4 класса: твердые тела, жидкости, газы и разряженные ионизированные газы, называемые плазмой. Очевидно, эта классификация представляет собой градацию плотности материи - от большей к меньшей, или, иначе говоря, от более сильного тактильного ощущения - к менее сильному. Далее, в этот ряд можно, по-видимому, поставить свет, на котором, по сути, исчезает проявление материи-массы. Свет имеет ярко выраженную двойственную природу – корпускулярную и энергетическую. Если же внимательно всмотреться в четырехэлементный ряд, о котором идет речь, то можно легко прийти к выводу, что энергетическая составляющая, по мере уменьшения плотности массы и степени взаимодействия с нашими органами ощущений и физическими приборами, возрастает.
Далее, в этом ряду – зияющая пустота, свободное и пустое пространство. Уже давно известны фотографии, снятые в камере Вильсона, где мы видим, как практически в абсолютном вакууме из одной точки вдруг возникают два следа, один из которых изгибается в сторону анода, а другой – в сторону катода. Из пустоты возникает пара электрон-позитрон! Теория относительности говорит об искривлении пространства. А волны распространяющегося света, радиоволны – это волны чего? Не найдя себе среды в виде гипотетического эфира, они вынуждены были стать волнами пустоты.
Каббала утверждает, что исследовать это пустое пространство посредством наших пяти органов чувств и инструментов, являющихся их продолжением, бесполезно.
Инструмент для точнейших научных исследований других миров и вселенных, может быть создан только внутри самого человека, в его внутреннем мире. Научная методика создания этого инструмента называется каббалой.
Мы помним, как в начале двадцатого века новые идеи – теория относительности, квантовая теория, новые теории в психологии, социологии, экономике, философии, буквально взорвали уже выстроенное и устоявшееся здание плоского механистического понимания мира. Подобную же картину мы наблюдаем и сейчас. Старое миропонимание пришло в противоречие с требованиями времени. Затихли бурные научные разборки, когда ученые готовы были жизнями расплачиваться за идеи. Пустота заполняет мир. Это - затишье перед бурей. Мир созрел и снова ждет рождения новой идеи, нового универсального знания.
Наука каббала и современные науки
«В общем, существуют две науки: одна из них называется «комбинаторика» (ars combinandi), и она является мерой прогресса в науках, другая говорит о силах Высших Вещей, которые выше Луны и которые являются частью природной магии (magia naturalis). Обе они вместе называются у иудеев “каббалой”».
Пико делла Мирандолла, «Conclusiones»
Область соприкосновения между естественными науками и каббалой начала выявляться 70—80 лет назад, когда, изучая частицы атомов, ученые обнаружили их двойственную природу: иногда мы можем наблюдать их как частицы материи, а иногда - как волны. Как их воспринимать, рассматривать, изучать - целиком зависит от исследователя, пользующегося тем или иным прибором. Когда это выяснилось, встал вопрос: обладают ли волны, да и вся окружающая нас материя какой-то определенной формой или эта форма такова, какой мы ее воспринимаем? Эта дилемма поразила ученых. Каков же наш мир на самом деле? Ведь если мы воспользуемся другими приборами, то обнаружим вовсе не материю, а волны, различные виды плазмы или энергии.
В последние годы ученые приблизились к пониманию того, что уже давно открыто в науке каббала: вне человека не существует никакой реальности, которую можно было бы обнаружить и исследовать иначе, чем в соответствии с нашими органами чувств.
Каббалистам известно, что окружающая реальность – это Высший свет, некое силовое поле. Какую картину мира мы воспринимаем, зависит от того, под каким углом, при каких условиях и с каким предварительным пониманием мы ее рассматриваем.
Восприятие мира меняется в зависимости от состояний воспринимающего, подобно тому, как голографическое изображение меняется в зависимости от угла зрения. Наука каббала объясняет это так: между духовным и материальным нет разницы. Если человек поймет, как он воспринимает картину материального, ему будет намного легче перейти к духовному восприятию. Один и тот же человек будет воспринимать оба мира одним и тем же способом.
Наука каббала утверждает, что материалом творения является желание получать. Это желание требует наполнения, а наполнение оно ощущает в зависимости от того, какие у него свойства. Если желание получать невелико, оно ощущает лишь свою жизнь, свое существование. Это видно на примере неживой природы и растительного мира, а также животной жизни на простейшем уровне. Когда желание получать становится достаточно большим, оно развивает в поддержку себе умственную систему, помогающую ему достичь наполнения. Рядом с сердцем, желанием наслаждаться, возникает разум.
Чем больше желание, тем изощреннее становится разум в поисках способов наполнить это желание. Чем совершеннее творение, тем совершеннее в нем обе эти части. Желание получать достигает состояния, когда становится способным воспринять реальность целиком, то есть получить все полагающееся ему наполнение (на предыдущих уровнях возможно лишь частичное наполнение).
Если в нас преобладает желание земных наслаждений, то и разум наш занят поиском путей наполнения именно этого желания. У желания есть определенные внутренние свойства, и свет, наполняющий его, вместе с желанием создает общую картину мира.
Действительность – это не то, что находится перед нами, не то, что существует вне нас. Картина действительности полностью зависит от наших свойств. В нашей реальности имеются открытая и скрытая части. Реальность можно разделить на уровни: неживой, растительный, животный и человеческий; на твердые тела, жидкости, газы и т.д. Все подобного рода деления определяются нашими свойствами: если мы изменим себя, изменится и реальность.
Здесь дело обстоит точно так же, как с элементарными частицами: посмотрим с одной стороны – увидим материю, посмотрим с другой – увидим волны. Все зависит от того, как смотреть. Это касается и нас: если бы мы изменили себя, то увидели бы реальность, соответствующую нашим новым свойствам, – например, обнаружили бы волны там, где сегодня видим твердое тело.
30-40 лет назад в науке наметился кризис. Ученые обнаружили, что она не сможет развиваться дальше, если не будет принимать в расчет свойства человека-исследователя. Наука всегда утверждала, что воспринимает мир объективно, вне зависимости от личности исследователя. Когда выяснилось, что многое зависит от того, как изменяемся мы сами, научная картина мира пошатнулась. Так начала выявляться связь между наукой и каббалой. Если 20-30 лет назад с учеными невозможно было даже завести речь о каббале (они вообще не воспринимали ее подход), то сейчас они с готовностью принимают положение о том, что воспринимаемая нами реальность есть лишь оттиск наших свойств. Реальности, самой по себе, не существует. Все наши ощущения и действия происходят в мире, который мы себе представляем.
Сегодня мы можем говорить об этом с учеными и вместе обращаться ко всему миру с новым объяснением его устройства. Это настоящий переворот в мировоззрении, и последствия его огромны и очень важны. Все, по сути, зависит от внутреннего состояния человека: как система законов этого мира, так и наблюдаемые нами связи и соответствия между его частями.
Если объективной реальности не существует, то необходимо знать лишь одно: как нужно измениться нам самим, под каким углом следует рассматривать абстрактный Высший свет, пребывающий в абсолютном покое, чтобы он проявился в оптимальном виде и наилучшим для нас образом. Этим и занимается наука каббала. В противовес всем остальным наукам, она не направлена на исследование материи вне нас, а изначально говорит о том, как должен измениться человек, чтобы изменился воспринимаемый им мир.
Картина мира, какой она сегодня нам представляется, ужасна. Мир погружен в полное отчаяние – зависимость от наркотиков, кризис семьи и общества в целом. Однако, все это происходит не потому, что так устроен мир. Современная картина мира – лишь слепок растущего в нас желания. Именно желание порождает картину мира, проецируя себя на свойства Высшего света.
Ученые готовы воспринимать эти идеи и соглашаться с таким подходом; они готовы к сотрудничеству с учеными-каббалистами и понимают, что в этом – будущее. Ученые сами приблизились к такому подходу путем исследования реальности, они «переключили» восприятие внутрь человека и перенесли внутрь человека причины происходящего снаружи. Наука будущего – это наука каббала, поскольку именно она даст человечеству правильное отношение к миру.
Сам по себе мир не изменится. Каббала говорит нам, что мир – это Высший свет, пребывающий в абсолютном покое. О том же самом мы читаем в новейших научных публикациях. Астрофизики, например, полагают, что вселенная - это единая мысль, действующая разумно и целенаправленно. Экологи пришли к выводу, что наша планета с ее атмосферой и природными явлениями ведет себя, как живое существо, обладающее разумом и программой действий, и реагирует на нас, как живой объект.
На этих основаниях ученые приходят к выводу, что и Вселенная, и земной шар, и все, что на нем существует - от самых простых форм жизни до глобальных систем - есть оттиск свойств человека. Поэтому науки, в конечном счете, сумели до сих пор охватить лишь очень узкую область действительности. На их место приходит наука каббала, которая поглощает их, сотрудничает с ними и объясняет, как правильно исследовать истинную реальность. То, в каком виде предстает перед нами реальность, определяется по принципу подобия свойств - при сопоставлении наших свойств со свойствами света. Любое явление открывается нам, только если наши свойства подобны свойствам этого явления.
Можно объяснить это на простом примере: звуковые волны существуют вне моего уха, но я воспринимаю их, только если у меня внутри есть система, способная воспроизводить такие же волны. Простейшая аналогия – радиоприемник. Если внутри него есть колебательный контур, производящий волну, совпадающую по частоте с наружной, происходит резонанс: приемник как бы захватывает волну извне и проводит ее к слушателю. Таким образом, чтобы уловить волну, я должен обладать неким, соответствующим ей, свойством. Если я хочу воспринять определенную часть действительности, я должен обладать внутренними свойствами, ей соответствующими.
Мы рождаемся с пятью органами чувств, и у каждого из них есть определенная область восприятия, в которой фиксируются наши реакции на происходящее вовне. Мы воспринимаем на слух не все существующие вокруг нас волны, а только волны в определенном диапазоне: скажем, от 15 Гц до 15 КГц. Так же устроены и все остальные органы чувств.
Мы созданы таким образом, что мир открывается нам лишь в пределах пяти областей восприятия.
Если бы у нас были дополнительные органы чувств с иными диапазонами восприятия, наша картина мира выглядела бы совсем по-другому. Картина мира – это представление, сформированное суммой наших реакций на находящееся и происходящее вне нас.
Вне нас находятся волны, Высший свет. Из этих волн мы улавливаем лишь незначительную часть, ограниченный набор впечатлений в определенном диапазоне частот. Это и создает нашу картину мира. Так мы воспринимаем и самих себя, и окружающую реальность.
Разумеется, эта картина является оттиском наших свойств. Если кто-то от рождения лишен одного из органов чувств, его представление о мире - отлично от нашего. Если у нас появится дополнительный орган восприятия, картина мира тоже изменится.
Прогресс в науке основывается на результатах исследований. Будучи ограниченным своими свойствами, человек не может исследовать то, что находится за гранью его восприятия. Для преодоления своей ограниченности человеку нужно развить в себе дополнительный, шестой орган чувств, называемый экраном. Наука переживает кризис, но ее развитие не завершено: ей необходимо перейти на более высокий уровень.
Изменить наши телесные органы чувств мы не можем, поэтому мы воспринимаем окружающий мир, как единую картину. Если бы у нас появился способный к изменениям орган восприятия, благодаря ему нам открылся бы изменяющийся мир. Это происходит, когда мы обретаем возможность воспринимать иной, Высший мир, с помощью экрана.
Ценность любой науки определяется задачами, которые она перед собой ставит. Все без исключения науки в нашем мире возникли благодаря желанию чего-то достичь. К исследованию природы нас толкает эгоизм: мы хотим наполнить себя и достичь, таким образом, оптимального состояния. Развитие знаний о природе и их накопление дает нашему эгоизму определенное наполнение, и науку мы оцениваем именно по степени этого наполнения.
Не существует науки, не имеющей цели. Какова цель науки, такова и ее значимость. Наука ценится не по точности своих знаний, а по пользе и преимуществам, которые они приносят. Наука может быть, в высшей степени уникальной, но если она не приносит особой пользы, мы, практически, не обращаем на нее внимания. В разные исторические периоды приоритетное значение имели различные науки. Как только человечество обнаруживает в определенной науке какую-то выгоду, туда сразу же начинают вкладываться силы и средства, и отношение к этой науке моментально меняется. Соответственно, наука теряет всякую ценность, если по какой-то причине перестает приносить пользу. Несмотря на то, что наука всегда имеет Высшую основу, и определенную ценность нельзя отрицать даже за наукой, не преследующей каких-либо конкретных целей, все же чаще всего ученые исследования оцениваются в соответствии с целью, к которой они ведут. Если целью является нечто преходящее, вместе с этим преходящим исчезает и наука.
Существуют, конечно, теоретические науки, не приносящие, казалось бы, прямой пользы. Однако мы развиваем их, потому что желаем понять себя и окружающий мир. Наше общее желание наполнить себя и устранить неизвестность (ведь неизвестность ощущается нами, как страдание) заставляет нас развивать и такие науки, от которых в данный момент не чувствуется особой отдачи.
Однако по-настоящему мы ценим в науке то, что можем использовать практически. История знает множество подобных примеров. Развивались нужные на каком-то отрезке времени знания, их ценили и уважали, а потом эти знания исчезали. Таких примеров много в области технологий за последние пятьсот лет: паровые машины, механические двигатели... В какой-то момент они утрачивают всякую ценность, и вместе с этим исчезают науки, которые развивали эти области. Мы не видим практической потребности, и определенные области исследований прекращают развиваться.
На основании вышесказанного, можно сделать следующие выводы о значимости науки каббала.
1. Поскольку каббала занимается познанием Высшей силы и путей ее управления мирозданием, а также сближает человека с этой Высшей силой и сама опирается на нее, эта наука имеет для человека неизмеримую ценность.
Мы познаем Высшую силу, объединяющую в себе все мироздание, включая нас и все физические, ментальные и моральные состояния во всех наших воплощениях. Каббала позволяет понять эту Высшую силу, сблизиться с ней и обнаружить способы влияния на нее. Никакая другая наука не занимается общим устройством мироздания и законами, определяющими его развитие.
2. Поскольку предмет науки каббала – вечное существование, то и сама эта наука, является вечной. Она существует до нас, вместе с нами и после нас – вне времени и пространства, в том, что можно назвать «Бесконечностью», несмотря на нашу полную неспособность понять смысл этой категории. Поскольку каббала занимается всеми возможными состояниями (а какие-то из них существуют всегда), эта наука не может исчезнуть.
3. Поскольку цель науки каббала – в сближении с Высшей силой, вплоть до полного уподобления ей и включения в нее, трудно переоценить пользу, которую каббала приносит своим приверженцам. Ценность науки каббала несоизмерима с ценностью всех остальных наук.
Возникает вопрос: если овладевающий каббалой получает столь огромное преимущество перед теми, кто занимается прочими науками, то почему в каббалу стремятся далеко не все?!
Основная причина малочисленности ученых-каббалистов заключается в том, что, начиная заниматься каббалой, человек стремится охватить всю науку целиком и выносит о Высшем управлении слишком поспешные суждения. Чтобы суждения стали правильными, необходимо фундаментальное знание, однако его невозможно приобрести обычным изучением материала, как в остальных науках. Прежде всего, начинающему необходимо освоить альтруистический язык Высшего мира, на котором излагается наука каббала.
Человек может постичь эту науку только в той мере, в какой входит в нее, как интегральный, альтруистический элемент. Войти в каббалу с эгоистическим желанием могут все, но когда оказывается, что для того, чтобы постичь в ней хоть одну букву, нужно, в соответствии с этой буквой, изменить свою природу на противоположную, остаются немногие. Они и овладевают этой наукой.
Каббала отличается от всех остальных наук тем, что предметом ее исследования является самая внутренняя часть в человеке – его намерение, его скрытое от других отношение к миру. Если в обычных науках, исследуя некий объект или явление, мы влияем на него, изменяем, измеряем эти изменения, и все это происходит вне нас, то в науке каббала мы должны изменять себя, измерять себя и себя исследовать. Поэтому человек должен быть изначально готов к тому, что он меняет себя вопреки своей исконной природе. Поскольку к этому готовы лишь единицы, ученых-каббалистов очень и очень немного. Однако постепенно к ним будет примыкать все большее количество людей, потому что каждый обязан стать исследователем всего мироздания, чтобы достичь сближения с Высшей силой и полного уподобления Ей.
В том, что такой важной наукой, как каббала, во всем мире занимаются всего лишь несколько тысяч человек, нет никакого противоречия. Мы должны стремиться к тому, чтобы все в мире узнали об этой науке и ее целях, а также о том, что она несет человечеству спасение и возвышение. Однако несомненным остается тот факт, что каббалой все равно будут заниматься единицы. Поскольку человечество можно уподобить пирамиде, верхушка которой всегда значительно меньше основания, то заниматься самой наукой много людей не будет, так же, как и в нашем мире, науками занимаются какие-нибудь пять процентов населения.
Остальным – по мере удаления от верхушки пирамиды - это нужно все в меньшей и меньшей степени. Они могут пользоваться плодами науки, но входить в нее, явно в ней работать и развивать ее все равно будут единицы. Не всем нужно заниматься наукой каббала в равной степени. Все должны использовать эти знания, чтобы исправить себя, каждый - в мере, необходимой для его личного исправления. Развивать саму науку теоретически, увлекать ею человечество и развивать ее в соответствии с тем, как человечество включается в ее освоение – дело единиц. Однако это ни в коем случае не умаляет участия в каббале всех остальных людей. Степень вовлеченности исходит из свойства душ, здесь нет никакого предпочтения.
Итак, малочисленность ученых-каббалистов сохранится, в то время как практическая значимость науки каббала для каждого будет все время возрастать. Заниматься в группах и действительно исследовать эту науку изнутри и в развитии будут немногие, однако количество интересующихся и в разной мере использующих эту методику будет расти с каждым годом, пока не охватит весь мир.
Уже сегодня сотни тысяч учащихся занимаются по интернету в удобном для них режиме: кто-то раз в неделю, кто-то раз в месяц. Есть люди, которые живут изучением каббалы, а есть и те, кто просто помнит, что такая наука существует. И, действительно, мы видим, что тот, кто раз столкнулся с этой наукой, уже не может просто так от нее отойти: он соприкоснулся со свойствами бины, со свойствами Высшего мира, это уже подсознательно находится в нем, и этот человек тем или иным способом будет идти вперед. В этом смысле говорится, что есть ученые, а есть использующие учение.
Изучающий науку каббала развивает себя и одновременно развивает науку. Развитие науки является, в этом смысле, как бы приложением. В первую очередь, каждый должен исправить себя и довести себя до состояния подобия Творцу. Это - предназначение человека в мире, для этого человек рождается, для этого существует, и потому он будет нисходить в этот мир, пока не реализует своё окончательное состояние, пока не придет к цели.
В нашем мире, чем выше ученый в своем постижении, тем он более известен. В каббале - это не обязательно, потому что для находящихся внизу высокое постижение каббалиста – не главное. Важно, чтобы у каббалиста была возможность изложить это в приемлемой для нас форме, в виде практических рекомендаций. Поэтому из всех каббалистов мы знаем и уважаем именно тех, кто изложил материал для нас – несмотря на то, что было еще тысячи ученых, знавших гораздо больше.
Не следует судить об известных нам ученых-каббалистах как о самых великих. Это особые люди, совершающие огромную работу для нас. Так же и мы: кто-то станет ученым-каббалистом, а кто-то – просто каббалистом, постигающим Высший мир и стремящимся к слиянию с Творцом.
Итак, ученые – это те, кто несет каббалистическую методику другим, развивает, обобщает и описывает ее.
Однако это не имеет никакого отношения к высоте постижения, поскольку обычным людям, находящимся внизу, не нужны большие постижения и обобщения. Что человеку, в его земной жизни, нужно от науки? То, что он может взять от нее сегодня и с успехом использовать в своей жизни. Поэтому не все должны стремиться стать учеными, это особая роль.
Человек находит себя естественным образом: душа человека учит, ведет его.
Бааль Сулам с особым уважением относился к материалистической психологии, потому что она, в отличие от философии, основывается на опытных данных. Она исследует, что происходит с человеком: воздействует на него и видит его реакции, насколько может, проникает в его сознание, возможно, и в подсознание, и таким образом, изучает эгоизм человека, даже не называя это эгоизмом. В любом случае, она изучает природу этого мира, эгоистическую природу, причем абсолютно четкими научными методами. В этом исследовании есть свои ограничения и заблуждения, но, в общем, материалистическая психология основывается исключительно на опытных данных. Это единственная область науки о человеке в нашем мире (хотя психологию можно назвать точной наукой лишь с известными оговорками), которая исследует нашу природу опытным путем.
Каббала тоже идет исключительно опытным путем. Имея в руках могущественный инструмент – экран (масах) - она меняет человека, воздействуя на него Высшим светом. Меняет в человеке его составляющие и свойства, наблюдает результаты этого воздействия и фиксирует их.
Таким образом, наблюдается плавное перетекание материалистической психологии в науку каббала, где часть науки, изучающая эгоистические механизмы человека, называется материалистической психологией. Далее, за махсомом, начинается часть науки, занимающаяся альтруистическими свойствами, создаваемыми в человеке с помощью Высшего света, и она называется каббалой.