Начну с длинной цитаты. "Мир психофизических явлений можно уподобить обширному окутанному туманом болоту, в котором, согласно некоторым сообщениям, обитает целый сонм непонятных феноменологических существ, выходящих за рамки привычных нам чувственных и логических представлений.
Часть ученых, отправившихся на исследование этой туманной области, по возвращении категорически заявили: то, что кажется жизнью в болоте,- сплошная иллюзия, это простонапросто затонувшие коряги и кружащиеся в глубине тени, которые у слишком доверчивых вызывают ложные восприятия, а слишком ярых поклонников толкают на путь домыслов и искажений. Но есть и такие, кто с неменьшей убежденностью описывают до мельчайших подробностей наблюдавшуюся ими породу необычных существ потрясающей силы и размеров. Утверждают, что некоторые из них внезапно выпрыгивают из мутных глубин и, сверкнув на мгновение под солнцем человеческого опыта, вновь исчезают, не дав возможности провести сколько-нибудь систематических измерений их характеристик. Другие существа якобы удается заставить вести себя более регулярным и управляемым образом, однако под силу это лишь особо одаренным или специально подготовленным лицам. Немало недостоверных, а подчас и просто лживых сообщений о подобных явлениях распространяется теми, кто пытаются использовать их в своих целях, и это, естественно, резко подрывает доверие ко всем другим свидетельствам. Пока что тщательный просмотр улова, который после долгих попыток удалось выудить из этого омута, позволил отобрать буквально считанные единицы достоверных случаев, да и те оказались настолько непонятными и хрупкими, что при суровых критериях достоверности, которые к ним предъявляются, их никак нельзя считать до конца убедительными. И все же поставленная цель не теряет своей притягательности, исследования продолжаются" (Джаи Р. Г., "Нестареющий парадокс психофизических явлений: инженерный подход").
А вот и другая цитата.
"Время настало новое, великое. Со всех сторон хлынула информация, от которой дух захватывает. Во всех отраслях мы видим дружное наступление на тайну, и тайна отодвинулась и выпустила из-под коготочков целую вселенную, невидимую простому глазу, но живую, принимающую наши влияния и оказывающую свои. Она бьется, как прибой о берег клеток нашего тела. И она пронизывает нас. Мы сами сделаны из нее. Оттуда всегда черпали наши сердца, умы и... ладони. А теперь и физические приборы и инструменты. И эти, последние наконец реабилитировали первых" (Финогеев В., "Лечить судьбу"). Так что же на самом деле - туманное болото или "целая вселенная... принимающая наши влияния и оказывающая свои"? Бросаю карты на стол: сам я убежден, что справедливо последнее высказывание.
В русском языке есть полузабытое обозначение десятилетнего временного интервала - давность. Ныне это слово стало еще весомее, так как ход времени убыстрился. То, что было десять лет назад, теперь гораздо давнее, чем в былинные времена. Не будем упрекать доктора Джана: он живописал свой поэтический образ "мира психофизических явлений" давность назад. Тем более, что сам он, будучи классиком современной парапсихологии, активно работал на изменение этого образа. И думаю, сейчас (интересно, согласится ли со мной автор?) он уже не написал бы такого. Что же произошло за последнюю давность?
Писатель Лев Штуден. живо интересующийся "аномальными явлениями", рассказывал мне: "Лет десять - пятнадцать назад я рыскал по всей Москве в поисках хоть какого-нибудь завалящего экстрасенса, который мог бы мне что-нибудь показать. Нашел в конце концов и был очень доволен. А сейчас, представьте., здесь, в Новосибирске, у меня есть несколько приятелей, умеющих куда больше, чем тот москвич".
Вот это и произошло. Бывшее раньше редкостью стало заурядным явлением, с которым мы сталкиваемся на каждом шагу. Я не могу назвать причину процесса,- может быть, действуют какие-то космические факторы или непознанные законы эволюции человека, ноосферные изменения или промысел божий. Но самый факт лавинообразного нарастания разного рода "чудес" очевиден. Кого теперь удивишь фактом целительского воздействия, еще недавно яростно отрицаемым не только "официальной медициной", но и здравомыслящим большинством населения. Или паранормальной диагностикой, в том числе по фотографии. Или лечебным эффектом акупунктуры. Или рассказами контактеров. Или приключениями после клинической смерти. Или обнаружением ископаемых с помощью рамки. Или фактами спонтанной телепатии... (Знаем, слышали, видели, сами испытывали, нам бы чего-нибудь поновее...) Широко бытует мнение, что "засилье" колдунов, экстрасенсов, паранормальных целителей (а также сенсационной информации о них) связано со "смутным периодом" в нашей жизни - с нестабильностью политической ситуации, с кризисными явлениями в обществе. Что ж, у нас в стране эти факторы, несомненно, действуют. Бесспорно также, что "псивозбужденное" состояние общества имеет теневые стороны. Достаточно вспомнить печальные последствия массового психоза, связанного с деятельностью Кашпировского. Но! Если взрывается, причиняя увечья, котел с кипящей под большим давлением водой, это еще не означает, что пар не способен производить полезную работу. Нет, участившиеся случаи паранормальных явлений все-таки носят планетарный характер,- это отражает, в частности, крутой рост (во всем мире) общего числа специальных изданий, посвященных разного рода "чудесам". Так. на книжной ярмарке в ФРГ в канун объединения "двух Германий" было представлено шестьдесят тысяч (!) наименований книг и брошюр по данной тематике только на немецком языке.
Бурный рост интереса к паранормальным явлениям наблюдается и в Соединенных Штатах. Десять лет назад на все исследования в этой области ассигновался один миллион долларов. А ныне только Институт альтернативной медицины,- по-видимому, далеко не самая крупная организация - имеет годовой бюджет три с половиной миллиона долларов. Кеннет Ринг в своей "Трагедии ожидания" пытается понять, почему так резко растет интерес американцев к паранормальным явлениям. Одной из причин исследователь считает... как ни странно, успехи медицины. Не целительства, а самой обычной медицины, известной у нас под названием "официальной". За последние годы в Соединенных Штатах резко возросло число людей, переживших состояние клинической смерти,- их насчитывается около восьми миллионов. И все, кто помнит свои посмертные - или предсмертные - впечатления (терминологический вопрос до сих пор не урегулирован), имеют "трансформированное сознание". Эти люди, безусловно, верят в существование "жизни после жизни", в реальность "тонкого мира". Очень часто они после своего особого опыта приобретают паранормальные способности. Если учесть, что каждый "переживший" имеет десятки родных и близких, просто людей, склонных ему доверять, то можно представить, какое влияние имеет этот опыт на умонастроение общества.
Чрезвычайно важно, в каком направлении происходит "трансформация сознания". К. Ринг, проведя статистический анализ специально составленных опросников, приходит к интересному выводу. Оказывается, трансцендентный опыт "пробуждает более высокий общечеловеческий потенциал", составляющими которого становятся: повышенное чувство собственной значимости, "потрясающее самоутверждение", полученное "от Света"; уменьшение или даже полное исчезновение страха смерти; повышенная забота о других; снижение интереса к материальным ценностям, к "успеху ради успеха"; обостренный интерес к духовной культуре; восприимчивость к идее реинкарнации; вера в единый, равный для всех образ Бога при утрате интереса к религиозным обрядам.
Следует иметь в виду, что каждое из "паранормальных" явлений просто взрывает привычную, веками складывавшуюся картину мира, так называемую "научную", то есть соответствующую нынешней парадигме. А уж все вместе (с добавлением многого, что здесь не перечислено) не оставляют от нее камня на камне.
Принимая реальность "пси-феноменов", нельзя обойтись "косметическим ремонтом" нашего мировоззрения. Это признают в равной степени и сторонники, и противники парапсихологии. Коготок увяз - всей птичке пропасть. Нельзя, например, сказать (хотя некоторые пытаются): "Ну уж в телепатию я, так и быть, поверю, но в телекинез - ни за что!" Все проявления "тонкого" мира взаимосвязаны, за каждым из них тянется цепочка других. Меня уже несколько лет преследует физическая ассоциация. Перенасыщенный раствор - это еще жидкость. Но достаточно легкого толчка, чтобы содержимое сосуда мгновенно затвердело. Состояние общественного сознания по отношению к "пси феноменам" я сравнил бы с таким перенасыщенным раствором.
Но вот какую мысль хотелось бы подчеркнуть. Перехода в "твердое состояние", то есть повсеместного принятия "пси-феноменов" как объективной реальности (с неисчислимыми последствиями для науки, этики, религиозных представлений, всех векторов развития общества) я жду не от академических изысканий, а от умножения самих феноменов. Концентрация твердого вещества в перенасыщенном растворе имеет свой предел. За ним - неизбежность кристаллизации. Мы к этому пределу подходим, а может быть, уже подошли. Постараюсь пояснить свой тезис. Вот знакомая экстрасенс предлагает мне задумать кого-либо, обещая дать этому человеку характеристику. Я задумываю. Свою медитацию она начинает с того, что с завязанными глазами правильно называет и м я. Для нее это всего лишь знак успешного начала работы. А дальше она очень точно рассказывает всю историю моих отношений с задуманным человеком, трактуя попутно мотивацию поступков - моих и его.
Другая женщина - с особой одаренностью, почему-то не считающая себя экстрасенсом (но ведь дело не в словах),- предлагает поставить диагноз по имени. Я сообщаю имя незнакомого ей человека, а она тут же называет очень редкое заболевание, о котором известно только мне. Не буду вдаваться в анализ механизма таких демонстраций: "считывание" ли это из моего сознания (подсознания) или иной способ получения информации. В любом случае перечисленные явления относятся к категории "пси".
Приведенные факты из моего личного опыта не относятся к научным. Бесполезно даже пытаться убедить ими мировую общественность. Но разве не естественно, что они убеждают меня? А любого другого на моем месте, если только тот не закоснел в предвзятости, упрямо повторяя "этого быть не может"?
Уже сейчас "плотность" экстрасенсов настолько велика, что почти каждый из нас хотя бы одиндва раза бывал свидетелем их эффективной работы, убеждающей его лично в реальности псифеноменов". Из таких впечатлений складывается изменение общественного отношения к предмету.
С этой стороны я ожидаю и обращения большой науки ко всему кругу паранормальных явлений. Ведь ученые тоже люди. Их мировоззрение, как и у любого человека, подвержено влиянию не только научной аргументации, но и прямому эмоциональному воздействию - достаточно фактов, лично их убеждающих. Такие исследователи будут в своей научной работе действовать уже с иной установкой.
Конечно, собственно научное исследование "пси-феноменов" наталкивается на большие сложности. Необычные явления как бы постоянно ускользают от тех форм и способов постановки экспериментов, которые обеспечивали прогресс науки применительно к качественно иным категориям фактов. Тут важно встречное движение - не только анализ "чудесных" фактов с помощью известных критериев, но и приспособление самих критериев к фактам. Факты того заслуживают. Впрочем, подобное приспособление уже происходит. О нем, в частности, свидетельствует доктор Джан в цитируемом ранее обзоре. Разумеется, говоря о "приспособлении критериев к фактам", я имею в виду не снижение строгости критериев. Нет, речь идет о необходимости учитывать специфику явлений, их зависимость от тонких, трудно поддающихся контролю влияний. Но "трудно" - не синоним слова "невозможно". Я настаиваю именно на слове "трудно". Оно мобилизует на особый, непривычный для науки поиск.
Да, биоинформационные воздействия "капризны", неустойчивы по самой своей природе. Но такая "капризность" должна не просто констатироваться, не просто "перешибаться" головокружительной статистикой, а быть предметом пристального внимания и самостоятельного изучения. Здесь действуют свои законы, требующие научного подхода.
И еще. Пусть явления паранормальные, но само их изучение нуждается в нормальной критической атмосфере. Критика не должна напоминать известную миниатюру: "Ты - не кассир, ты - убийца!" - "Но где же кассир?" - "Закопал!" - "Но вот мой паспорт!" - "Подделал!" - "Вот фотография!" - "Вклеил!" и т. д. Всегда можно предъявить такие требования к "доказательности" эффектов, которые немыслимо соблюсти в принципе. (Этим отличается критический почерк Хензела, Китайгородского, Волькенштейна, Симонрва и ряда других корифеев ортодоксальной науки, нашей и зарубежной.) Отмечу, что подобная критика хотя еще звучит, фактически уже не слышна - ее влияние стремительно уходит в прошлое. И я думаю, что кристаллизация перенасыщенного раствора произойдет намного раньше, чем будет убежден последний скептик. А потом, после кристаллизации, отпадет и сама задача "убеждения". Честно говоря, она уже изрядно надоела. Пусть себе доживают скептики - новое поколение будет мыслить совсем по-иному. И решать иные проблемы, гораздо более интересные: не доказывать реальность паранормальных явлений, а учиться повседневно их использовать.
Прошу понять меня правильно: не может быть и речи о том, что научное изучение паранормальных явлений не важно или хотя бы не очень важно. Как раз наоборот: я обращаю внимание на чрезвычайную, исключительную важность именно научного подхода к "пси-феноменам".
А на что рассчитывать, как не на науку, если мы хотим оградить общество от действительно реальных опасностей, связанных с бесконтрольным использованием "неизвестных играющих сил", способных не только лечить, но и калечить? На что, кроме научного подхода, можно надеяться, дабы отличить шарлатанов и лжепророков, которым несть числа, от людей, действительно имеющих доступ к необычным каналам информации? Как иначе понять, освоить, приумножить все то, что может помочь человеку?.. Высокое имя науки не должно отождествляться с агонизирующей научной парадигмой, которая без устали отшвыривает от себя неугодные факты. Науке настало время взглянуть на всю до недавнего времени запретную область не "боковым зрением", а в упор. Пора ликвидировать позорный разрыв между требованиями времени и полнейшей неготовностью на них ответить. Но для этого надо в корне измениться самой науке и выйти за пределы привычного, очерченного круга. Представив на суд читателей свое понимание "текущего момента", пунктиром, намечу некоторые черты измененного общества - после кристаллизации.
Здесь мои мысли "перекликаются" с идеями американской исследовательницы паранормальных явлений Шафики Карагулы. Ее .книга называется знаменательно; "Прорыв к творчеству". В названии выражена основная идея книги, с которой я полностью солидарен,- овладение тонкими энергиями приведет к неслыханному раскрытию творческих возможностей человека, "замороженные" ранее способности каждого будут освобождены и развиты.
Возрастет ответственность людей, ибо она включит в себя не только прямые материальные действия, но и мысли, которые в соответствии с новой парадигмой влияют на все сущее. Мир станет добрее, ведь новая парадигма неизбежно включит представление о карме, а это подвигнет людей на этическое совершенствование. Мир станет здоровее, ибо истинный корень многих болезней - в изъянах духовного развития, а знание причин - путь к их устранению. Исчезнет трагический разрыв между научным и религиозным поиском, оба потока сольются воедино.
Человек перестанет страшиться смерти, потому что представления о "жизни после жизни", несомненно, будут включены в новую парадигму. Жизнь озарится понятиями смысла, предназначения, цели не в виде тех жалких суррогатов, которыми нас потчевали в недавнем прошлом, а в их истинном, непреходящем значении.
Человек станет гражданином Вселенной.
...И снова я не могу удержаться от ассоциации, казалось бы, не связанной с темой статьи, но нет - все к тому же. После неудачной попытки самоубийства поэт Константин Бальмонт испытал необычайный подъем жизненных сил. Свой прорыв к творчеству он выразил в книге стихотворений, которая сразу сделала его знаменитым. Книга называлась "Будем как солнце". Этим призывом я закончу...
С.Сперанский
доктор биологических наук
Источник: mifoskop.ru