Слышали про феномен таинственных кругов на полях? Американский режиссер индийского происхождения М. Найт Шьямалан, который тоже слышал, с помощью подручных средств выстриг аккуратные метки в пенсильванской кукурузе и снял про них фильм “Знаки”.
От этого круги не стали нам ближе и понятнее. М. Найт Шьямалан просто присоединился к армии фальсификаторов знаков, регулярно посылаемых неизвестно кем, неизвестно кому, с неизвестной целью. Версия Шьямалана: знаки посланы Богом Мелу Гибсону, чтобы он не отчаивался из-за смерти жены и как следует разобрался с инопланетянами. Но есть и другие теории.
Быть прагматиком просто. Никогда до конца не совпадает с реальностью предсказанное гадалкой, привидения стонут в английских замках легко узнаваемыми голосами пройдох-экскурсоводов, каждый НЛО превращается в заблудившийся геликоптер.
А с другой стороны, тот, кто быть прагматиком не желает, но и слыть городским сумасшедшим не слишком стремится, рад бы был выбрать себе в игрушки аномалию появнее и поочевиднее, чем загадочный подземный стук в зоне между собственным крыльцом и собачьей будкой. Вот перед тобой пшеничное поле на пять квадратных километров, а вот тебе посреди нетронутых стеблей изображение Солнечной системы диаметром триста метров, “вытоптанное” с полным соблюдением всех пропорций, созданное из идеально приглаженных молодых стеблей, без единого следа человеческого на мягкой жирной почве, - что ты теперь скажешь?
Кажется, на русском эта штука называется “ведьмины круги”. Впрочем, некоторые специалисты твердят, что ведьмины круги - это дело совсем другое, рукотворное, а вернее, ноготворное, ведьминскими ногами повытоптанное во время ночных радений. Последние двенадцать лет это и есть главный вопрос всего прогрессивного человечества, стремящегося вернуться к менее прогрессивным, но более одухотворенным представлениям о Земле и Вселенной: кто это делает? как это делается? неужели некоторые мерзавцы, шутки ради манипулирующие нашими трепещущими в ожидании чуда душами, или все-таки силы высшие, разумные или неразумные, но уж точно действующие не с целью подразнить нас, а с какой-то другой - возвышенной, важной, благородной? Вопросы эти так будоражаще соблазнительны, что вот-вот М. Найт Шьямалан продемонстрирует нам собственную версию событий, с Мелом Гибсоном и Хоакином Фениксом в качестве новых малдеров.
Много было таких малдеров, а истина все еще располагается черт-те где. Еще четыре века назад крестьяне в Англии видывали на полях нехитрые рисунки: аккуратненькие кружочки, невесть кем вытоптанные в полях; вроде никто из соседей таким не балуется, да и собаки всю ночь заливались как резаные, а бросаться не бросались. Стебли примяты ровненько, следов ничьих - в таких случаях говорят, что ведьмы плясали, а лишних вопросов о таких вещах лучше бы и не задавать. И не задавали, и не писали даже в газетах ничего до самого 1980 года, то есть до совсем нового времени. И только в девяностых, в странное десятилетие, жадное до поисков высшего смысла в тихо дичающей Вселенной, круги на полях прочно заняли место в массовом сознании - как НЛО, или лох-несское чудовище, или оральный секс с президентом Соединенных Штатов Америки.
Но в отличие от лох-несского чудовища, которое являло себя только невнятными байками да размытыми фотографиями, круги на полях были очевидны всякому, кто желал доехать до Стоунхеджа или Эйвбюри, или Силбури-хилла, в окрестностях которых в последнее десятилетие появлялось до ста пиктограмм за один сезон - с мая по сентябрь, пока поля колосятся. К 1993 году все более и более подробные сообщения о загадочных кругах стали поступать из Австралии, Голландии, Японии, России, Германии, Франции - мир объяла круговая лихорадка, пиктограммы возникали за одну ночь на кукурузных, рисовых, ржаных, пшеничных, маисовых полях по всему свету.
За последние двадцать пять лет были зафиксированы десять с половиной тысяч пиктограмм, возникших на полях мира (в сезон, заметим, 15 новых пиктограмм в день; если бы мы так часто видели снежных людей, мы бы давно считали их членами своей семьи). Уже к 1992 году круги перестали быть кругами; дизайн усложнился, стали возникать кольца, прямые линии, спирали, овалы, синусоиды, квадраты. В последние семь лет практически каждый зафиксированный рисунок на полях представляет собой ту или иную внятную пиктограмму, один из вполне известных мистических, научных или культурных символов. Что, безусловно, может свидетельствовать о явной попытке Тех, Кто Делает Это, сообщить нам нечто важное на более или менее понятном нам, слабоумным, языке. Или, наоборот, о все большей изощренности тех, кто пытается подшутить над легковерными искателями мистических смыслов, самостоятельно создавая пиктограммы с подчеркнуто “земным” значением. Так или иначе, важно учитывать, что даже самые ярые сторонники теории о высшей, доброй и разумной, силе, готовой бегать кругами над пропастью во ржи ради того, чтобы поймать оказавшееся на краю маленькое неосторожное человечество, признают, что сегодня на 100 пиктограмм приходится 50 подделок, - жестокая расплата за собственные попытки все тех же исследователей привлечь общественное внимание к любимому феномену.
К счастью, отделять зерна от плевел пока не сложно - даже совсем не сложно, - по крайней мере специалистам. Специалисты твердо знают, что подлинная пиктограмма на поле имеет целый ряд свойств, которые не подделаешь, не подменишь. В первую очередь качество, которое не только специалист, но и обыватель может легко заметить и распознать, - в подлинном круге стебли злаковой культуры никогда не бывают сломанными. Идеально лежащие друг на друге по спирали (обычно - но не обязательно - по часовой стрелке), стебли оказываются согнутыми ровно на девяносто градусов и в отличие от просто примятой поросли не выпрямляются, а продолжают расти в таком, совершенно неестественном, состоянии. В рамках нормальной пиктограммы почва остается нетронутой - нет вмятин, следов обуви, разметочных колышков, инструментов. Все выглядит так, как если бы удивительная сила в аптекарски точной манере пригнула стебли ржи или пшеницы, так и не ступив на грешную землю, из которой эти стебли растут. Среди прочих вещей, которые наблюдатель может с легкостью заметить без использования каких бы то ни было измерительных приборов, является резкое изменение самочувствия у всякого вошедшего внутрь пиктограммы или даже просто приблизившегося к ней. Человек или животное однозначно начинают чувствовать себя иначе - иногда хуже, иногда лучше, иногда доходя до депрессии, иногда - до эйфорического состояния.
Измерение же со специальными приборами показывает и вовсе уж не поддающиеся подделке вещи, как то: резкое изменение электромагнитных показателей, изменение структуры колосьев на клеточном уровне, повышение уровня радиации, специфику расположения пиктограммы (выравнивание вдоль меридианов и параллелей), определенные имманентные геометрические свойства, как то: постоянное соблюдение некоторых пропорций, явная “табуированность” некоторых фигур или, напротив, постоянное и типичное их повторение. Таких характеристик более пяти десятков, все они выявляются с помощью специальной аппаратуры, и все соблюдаются в каждой подлинной пиктограмме. Подделка “кругов на полях”, таким образом, оказывается занимательным, но все-таки очень сложным делом. Можно вытоптать в поле кружочек, но трудно сделать это, не касаясь ногами почвы. Можно пригнуть все стебли, но трудно повысить уровень радиации на обработанном тобой участке. Можно создать сложную и красивую символическую фигуру, но трудно изменить характеристики преломления света у нее по краям.
Теорий о возникновении пиктограмм примерно столько же, сколько самих пиктограмм, - без числа. Среди огромного количества совсем уж безумных (вроде версии, гласящей, что поля вытаптывают сексуально озабоченные ежи в ходе замысловатых брачных танцев) девять теорий кажутся более или менее реалистичными, но ни одна из них сегодня не объясняет, увы, явления во всей его полноте. Разброс теорий, от гипернаучных до супердуховных, хорошо показывает, насколько от нас далека истина - та самая, которая всегда находится где-то рядом.
И, конечно, ни одна из теорий не выдерживает ни малейшего сравнения с наиболее популярной теорией мошенников. Утверждается: все круги делают остроумные, ловкие и хорошо оснащенные представители нашего биологического вида (не ужики, не инопланетяне, не друиды). Все. 15 штук в день в разных концах земного шара. Потому что, как уже было сказано, ловкие. И, видимо, очень быстрые.
Сколько цереологи - специалисты по “кругам на полях” - ни кричат о том, что невозможно, совершенно нереально принять подделку за подлинный узор, что слишком сложны физические изменения, фиксируемые аппара-турой в пределах пиктограммы, что никакого времени не может хватить веселым полуночникам на создание столь идеально геометрически выверенного рисунка, все равно остается исключительно модным считать, что круги - результат деятельности художников-шутников, способных за двадцать секунд создать полукилометровую картину, снабдив ее повышенным уровнем радиации. Теория укрепилась в общественном сознании так хорошо, что параноидальная уверенность цереологов в намерении всех армий мира не допустить подлинной разгадки феномена пиктограмм кажется с годами все менее и менее параноидальной. Мало того, исследователи утверждают, что армия и правительство спонсируют топтателей полей с целью лишний раз продемонстрировать несостоятельность феномена и отвлечь от него мнение публики. Худо-бедно, пока что это удается.
Самая шумная история о подделывании кругов на полях - она же самая шумная история о желании правящих сил представить весь феномен как бесконечную цепь подделок - это так называемая история Дуга и Дэйва. В 1991 году, во время пика моды на круги на полях, когда толпы англичан да и туристов совершали фактически паломничества к удивительным образованиям, таблоид Today вышел с заголовком на первой полосе “Люди, наколовшие весь мир”. Статья рассказывала о двух очень немолодых, но, судя по всему, очень бодрых британских пенсионерах, готовых взять на себя ответственность за создание загадочных пиктограмм. Пятнадцать лет подряд под покровом ночи Дуг и Дэйв ускользали во тьму из объятий своих ничего не подозревающих жен и шли в поля - творить искусство. Инструментарий - деревянная планка, веревка и некий предмет, позволяющий пенсионерам создавать в темноте прямые линии путем ориентирования на отдаленные предметы. Перед камерами почти всех ведущих телеканалов мира Дуг и Дэйв согласились продемонстрировать свое мастерство. Первая попытка породила мешанину сломанных стеблей и вытоптанной почвы, ничем не напоминающую стерильно-элегантные подлинные круги. Вторая попытка оказалась не лучше.
В течение нескольких дней Дуг и Дэйв участвовали в теледебатах с ведущими специалистами по пиктограммам на полях, в том числе с легендарным Колином Эндрюсом, первопроходцем в данной области и признанным авторитетом. Эндрюс потребовал от пенсионеров честно сказать, они ли сотворили первые современные пиктограммы в 1978 году. Дуг и Дэйв сказали, что все было именно так. Тогда Эндрюс предъявил дедкам снимки, датированные 1971 годом, и спросил, их ли это рук дело. “Нет, - смущенно сказали Дуг и Дэйв, - это делали не мы…” Так или иначе, исследователи поставили перед зрителями принципиально важные вопросы: если Дуг и Дэйв действительно сделали 200 пиктограмм, как они утверждают, то кто же ответствен за остальные 2500, возникшие за последние несколько лет? Кто действовал в других районах Великобритании? Кто работал в Австралии и Германии? Вся страна занята поисками тех, кто подделывает или создает круги на полях; каким образом никто и никогда не был схвачен за руку? Под конец дискуссии исследователям удалось продемонстрировать, что даже сами Дуг и Дэйв не могут четко указать на круги, которые они “сделали сами”, и на те, которые, по их утверждению, сделал кто-то другой.
Цереологи утверждали, что пенсионерами руководило британское министерство внутренних дел. Выяснилось, что Today получила первую статью о Дуге и Дэйве из некоего новостного агентства, которое впоследствии растаяло в воздухе. Кстати, за несколько месяцев до истории с Д. и Д. некий ученый, состоящий на службе при правительстве Франции, пытался убедить своих британских коллег не связываться с феноменом кругов, так как “британское правительство планирует вскоре представить общественности двух пенсионеров, якобы ответственных за появление кругов на полях, чтобы унизить и довести до смешного всю громкую историю с пиктограммами…”
В 1992 и 1993 годах, после истории с Дугом и Дэйвом, пиктограммы действительно перестали восприниматься всерьез. Мало того, мода на подделку пиктограмм достигла такого уровня, что в первый и последний раз за всю историю феномена количество фальшивых образований превысило количество образований подлинных. Но следующий особо заметный случай подделки произошел в 1996-м, через пять лет после псевдоразоблачений, сделанных Дугом и Дэйвом. На одном из полей в районе Оливерс Касл группа людей создала сложный и красивый узор, напоминающий по форме снежинку. Процесс создания был поэтапно заснят на видео (естественно, без присутствия людей в кадре). Потом в фильм были вмонтированы эпизоды с появлением и передвижением маленьких светящихся шаров, часто наблюдаемых над подлинными пиктограммами. Пленка была отослана ученым с целью не то розыгрыша, не то дискредитации феномена в целом. До того момента, как стало ясно, что на пленке запечатлено создание поддельной пиктограммы, ученые пребывали в почти эйфорическом состоянии: сбылась мечта всех цереологов мира - посмотреть на процесс возникновения какой-нибудь пиктограммы. До сих пор даже в полях, заставленных камерами и сверхчувствительными приборами, никому не удалось засечь момент возникновения новой картинки. Впоследствии один из разоблаченных фальсификаторов признался, что их проект был инициирован Discovery Channel, надеявшимся сделать скандальный фильм о гипотезе полной фальсификации всех “кругов на полях” за всю историю человечества.
К концу 90-х “круги на полях” стали настолько же популярным, насколько и несерьезным в массовом восприятии феноменом. Рекламщиками была создана пиктограмма в районе Эйвбури для кампании сигарет “Гамлет”; впоследствии ту же идею использовала компания “Мицубиси”, вытоптав соответствующий символ в поле возле Истфилда. Появились группы, не пытающиеся выдавать собственные полевые творения за подлинные круги, но видящие в них проявление чистого искусства. Так, в июле 1998 года по заказу телекомпании ВВС известная группа кругоделателей под названием “Команда сатаны”, Team Satan за несколько часов создала перед камерами картину из 100 просто организованных кругов - при освещении двух огромных софитов, свисающих с 40-тонных подъемных кранов. Тогда же Дэйв Боувер, выживший член печально известного дуэта “Дуг и Дэйв”, попытался вновь продемонстрировать свои умения в создании пиктограмм, но не справился с геометрическими расчетами совершенно примитивной картинки.
И сегодня в мире ежемесячно возникают несколько десятков подлинных пиктограмм на полях - сложных, аккуратных, демонстрирующих огромный набор особых аномалий, словом, неподдельных. В России зонами наиболее частого появления пиктограмм являются район Новокубанска, Хабаровская, Воронежская и Волгоградская области, Новоалександровск, Ставропольский край, Тамбовщина… Хватает поддельщиков, но некоторые пиктограммы, по мнению как местных уфологов, так и западных цереологов, неподдельны и являются важными компонентами целой картины, которую ученые, занимающиеся кругами, мучительно пытаются составить из разрозненных картинок последние пятнадцать лет.
Версий о том, какой должна быть эта картина, не меньше, чем версий о происхождении самих пиктограмм. Попытка инопланетян (друидов, древних духов, теней предков) создать некоторый универсальный язык для обще-ния с живущими на Земле; попытка самих сил природы (масонов, инопланетян, духов предков) предупредить человечество о приближающейся катастрофе или спасти от совершения ошибок, или просто наставить на путь истинный; попытка кого-то из всех перечисленных персонажей (или попытка еще кого-нибудь, при составлении данного списка забытого) создать для человечества новую религию, способную объединить все народы под своим благостным крылом…
Нет уже сил терпеть, нет сил угадывать. Кто бы наконец, хоть бы и в облике Мела Гибсона, взял нас за руку, вывел в чисто поле и ввел нас в круг свой, и окружил нас пшеницей своей, и отделил зерна от плевел.
А то все круги по воде, круги по воде…