Введите слово для поиска :
О любви Путь любви

Счастье приходит от того, что душа соприкасается с душой. Трудности, с которыми мы встречаемся на духовном пути, возникают из-за наших представлений о счастье. Все наши представления о счастье на очень тонком уровне связаны с мыслью: «я должен эксплуатировать, я должен управлять, я должен навязывать всем свою волю.

Я не должен подчиняться какой-то высшей воле. Какое счастье в том, чтобы принять чью-то чужую волю, вместо того, чтобы выполнять свою волю и свои желания?» Именно в этом сложность. Пока у нас нет реального опыта духовного счастья, у нас всегда будет соблазн так или иначе опуститься снова до уровня материального счастья, к которому мы привыкли, который у нас уже есть. Несмотря на то, что этот опыт постоянно обманывает нас, и не приносит нам настоящего счастья и удовлетворения, тем не менее «на безрыбье и рак рыба», какое-никакое, но счастье.

Нарада Муни говорит, что, когда у человека появляется реальный опыт, брахма сукхам приштам, когда он соприкасается с духом непосредственно, он становится счастливым. Если мы попытаемся проанализировать, о чем он говорит, мы поймем, что он прав. Мы можем думать, что настоящее счастье нам приносит чувство того, что я владею чем-то, эксплуатирую что-то. Но в сущности, что приносит нам подлинное счастье? Можем ли мы быть счастливы в одиночестве?

Счастье приходит оттого, что душа соприкасается с душой. Почему в этом мире семья является идеалом счастья? Потому что одна душа постоянно соприкасается с другой душой. Они хотят стать ближе. Просто их понимание близости принимает некие извращенные формы. Душа хочет контакта с другой душой. Когда человек, у которого нет никого из близких, уходит на пенсию, он заводит собаку или кошку. Зачем ему нужна кошка? Чтобы она лежала у него на коленях и мурлыкала. Она мурлычет и душа у него начинает мурлыкать, сердце радуется, потому что одна душа рядом с другой душой.

В «Брихадараньяка-Упанишад» объясняется, почему золото представляет источник счастья. Почему именно золото избранно символом богатства? У золота есть особое качество – оно блестит. Золото отражает свет. В «Брихадараньяка-Упанишад» говорится, что золото ценно не само по себе, а тем, что человек вложил в него определенное сознание. В нем есть отблеск сознания. Оно блестит, потому что там есть атман, дух. Человек вкладывает туда дух. Почему жена нам близка? Не потому что она красивая, а потому что у нее есть душа. Почему человеку нужны дети, жена, друг, подруга? Потому что в них есть дух. Душе нужен дух. На самом деле душа, каким бы количеством материальных вещей она ни обладала, никогда не будет удовлетворена. Сколько бы у нее ни было этой материальной грязи, будь она желтая, блестящая грязь или черная, не блестящая грязь, это все равно грязь, «…потому что грязь есть грязь, в какой ты цвет ее не крась». Душа просто путает, она одушевляет предметы, которые находятся вокруг нее, она одушевляет свою машину, свой дом, и все остальное. Ей кажется, что она находится в счастье.

На самом деле истинное счастье мы можем получить только от другой души. В конечном счете, самое большое счастье мы можем получить от высшей души, от абсолютной души, от безграничной души. Если все счастье, которое мы получаем здесь, исходит от маленькой крохотной искорки, которая садится к нам на колени, бормочет что-то, и мы думаем: «О, какое счастье», то представьте себе, сколько счастья мы испытаем, если это будет Кришна, дух, не имеющий границ. На самом деле каждый человек ищет дух, каждая душа ищет дух. Источником счастья является дух. Брахма сукхам приштам, мы соприкасаемся с этим счастьем, которое заложено в духе, потому что дух по природе своей исполнен счастья, ананды. Высшая природа духа заключается в том, что в нем есть ананда. Почему люди так любят детей? Потому что дети всегда счастливы, у детей есть способность быть счастливым в любых обстоятельствах. Они еще не слишком озабочены своими материальными желаниями. Те, у кого много материальных желаний – смурные. И наоборот, человек, у которого нет материльных желаний, счастливый. Когда я рядом с человеком, у которого счастье исходит из души или из сердца, я сам приобщаюсь к этому счастью. Буду ли я счастлив рядом со своей женой, которая все время ворчит? Не буду. Я счастлив рядом с тем, кто счастлив. Поэтому люди стремятся к общению с садху, потому что садху должен быть счастливым.

Счастье исходит от счастья. Человек заражается счастьем, а источником счастья является душа. По природе своей душа исполнена счастья. Поэтому человек должен стремиться к тому, чтобы быть ближе к духу, а не к чему-то еще. В «Бхагавад-гите» говорится: брахма-бхута прасаннатма на шочати на канкшати, когда человек достигает состояния брахма-бхуты, когда он умом своим соприкоснулся с духом, и ум больше не мешает, в уме больше нет этой свистопляски материальных желаний, человек становится счастливым. Потому что дух по природе своей исполнен счастья.

Фрагмент лекции прочитанной в Сиддха-бакуле (Джаганнатха Пури. 19 марта 2005 г.)

Наша философия отношений с Богом, идеал отношений с Богом, к которому мы стремимся как последователи Господа Чайтаньи, называется паракия-раса. Паракия-раса значит незаконные отношения двух возлюбленных. Иначе говоря, Господь Чайтанья провозгласил идеал того, что самое высшее отношение души к Богу это отношение даже не супругов, которые обвенчаны по закону, а отношение любовников, возлюбленных. Это паракия-раса. Естественно ее нужно правильно понимать.

– Каким образом ведут себя возлюбленные в этом мире, если у них нет законных отношений, если они любовники? – Они ведут себя очень осторожно. Они пытаются скрыть свои отношения, не выставляя их напоказ. Они прячут их внутри. Паракия-раса для нас с вами означает одну очень простую вещь. Высший идеал для любого последователя Господа Чайтаньи – это любовь. Любовь, как известно, не знает законов. Любовь по определению беззаконна. Любовь может нарушить любые законы. Ради любви можно солгать, ради любви можно сделать все, что угодно. Но так как мы следуем за Господом Чайтаньей в этих отношениях паракия-расы, это значит, что внешне мы ведем себя очень строго в соответствии с законом. Мы как бы прячем глубоко внутри, за этим внешним строгим следованием законам, наши незаконные отношения с Богом. Мы не выставляем их напоказ, не говорим повсюду, что так как я возлюбленный Бога, мне все позволено. Мы не пытаемся повсюду трубить об этом.

Паракия-раса для нас означает, что я прячу свою любовь к Богу. Внешне я живу в соответствии с очень строгими принципами праведности. Хотя на самом деле для человека, чьим идеалом является любовь к Богу, праведность не представляет такой уж большой ценности. Праведность это всего лишь элемент материального мира. Но я живу в очень строгом соответствии с принципами праведности, чтобы за этой ширмой спрятать свою любовь к Кришне. Господь Чайтанья очень настаивал на этом. Он говорил, что люди ни в коем случае, под предлогом своей любви к Богу, не должны совершать никаких преступлений, никаких отклонений от дхармы. Они должны очень четко следовать морали. Хотя мораль это не предел. Некоторые люди думают, что религия нужна только для того, чтобы следовать морали, что вера в Бога нужна только для того, чтобы человек придерживался каких-то принципов, боясь наказания Бога. На самом деле вера в Бога гораздо выше, чем любая мораль.

Однажды я разговаривал с одним человеком, антикультистом, который работает в отделе внешних сношений Русской православной церкви. В отличие от большинства антикультистов, он очень искренний человек. Он пришел ко мне и стал говорить, что ваша главная ошибка заключается в том, что вы ставите Бога вне добра и зла. Бог для вас выше добра и зла, и соответственно отношения с Богом тоже выше добра и зла. Я пытался ему объяснить простую вещь, что на самом деле Бог и есть выше добра и зла, потому что если мы спускаем Бога до полюса добра, значит, что мы выставляем кого-то равноценного Ему злого. Это значит, что мы низводим Бога до какого-то элемента этого мира и таким образом лишаем Его всемогущества. Бог находится за пределами добра и зла и любовь к Богу тоже находится за пределами добра и зла, за пределами мирской морали. Но он так и не понял этого. Ему трудно это понять, потому что он был слишком приучен к тому, что мир двухполюсный. На одном полюсе находится Бог и добро, на другом полюсе находится сатана и зло, и они постоянно сражаются друг с другом. Но это значит, что мы делаем относительным Бога. Тогда как Бог абсолютен. Абсолютен - значит, что Он выше всего. Если Бог абсолютная истина, это значит что Он выше добра и зла. Но Господь Чайтанья при этом, проповедуя паракия-бхаву, очень твердо настаивал на том, что мы, как Его последователи, ни в коем случае под предлогом незаконности нашей любви, под предлогом ее трансцендентности и высоты, не должны совершать никаких грехов в этом мире. Ни в коем случае. Мы должны строго придерживаться моральных норм. В сущности, строго их придерживаться, значит просто быть самим собой. Потому что когда душа снимает с себя оболочки, когда она очищается от всего лишнего, наносного, то все эти качества сами проявляются у нее.

… Если я ощущаю себя душой, то мне не нужно ничего другого, все у меня есть, и все хорошие качества сами собой проявляются у меня. Мне не нужно придумывать себе каких-то качеств. Мне не нужно сверяться с книгами закона, каким образом я должен поступать в этом случае или в том случае. Сама душа приказывает и говорит мне, как поступать, как себя вести. По большей части эти законы отвечают самым строгим законам морали. Но в каких-то исключительных случаях человек может отойти от законов морали, потому что любовь, особенно любовь к Богу, выше морали.

Путь бхакти – это путь любви. Это не путь закона или скрупулезного следования каким-то правилам и принципам. Это путь очищения сердца через самое высокое. Естественно это не оправдание для того, чтобы мы нарушали принципы морали. Для начала принципы морали являются для нас костылями, с помощью которых мы можем приблизительно понять, как должна вести себя душа. Но когда я уже осознал себя душой, я могу отбросить эти костыли. Это не значит, что я буду нарушать законы морали. Нет. Я естественным образом буду жить в соответствии с высшими принципами морали. Таким образом бхакти отрицает все остальное, что ниже нее.

… Если у человека есть только одно – чистое беспримесное бхакти, это значит, что он снял с себя все оболочки. Он снял с себя все одежды, которые он на себя одел и остался просто чистой душой. В чистой душе естественным образом проявляются все качества. Человеку не нужно ничего придумывать для себя. Если я просто чистая душа, все остальное из этого следует: я буду себя вести как следует, я буду добрым, я не буду лгать, потому что мне незачем лгать, я буду терпеливым, потому что я не считаю, что мне кто-то что-то должен. Все остальные качества, какое бы мы не назвали, исходят или коренятся в одном этом положении: я – душа, моя главная обязанность – служить Богу. В этом заключается смысл моей жизни. Но для этого я действительно должен считать себя душой, причем на сто процентов.

Материал подготовила Маргарита Рихтер





TEXT +   TEXT -    Опубликовано : 10.12.06 | Просмотров : 1080

Рекомендуем

- , , , , , , , , , . , . . .

-









e-mail:
ezo-rostov@yandex.ru
 
, , , - ezorostov@yandex.ru
  --
2024 - , , --