Р’ массивном сейфе Р·Р° толстой стеной СЂСЏРґРѕРј СЃ алтарём туринского СЃРѕР±РѕСЂР° РЎРІ.Роанна Крестителя РІРѕС‚ уже РЅР° протяжении 250 лет хранится величайшая реликвия христианства – плащаница Христова: отрез льняной материи длиною 14 Рё шириною 3 фута, РЅР° котором отчётливо виден РґРІРѕР№РЅРѕР№ отпечаток тела распятого человека.
Предполагается, что именно так оставил истинный СЃРІРѕР№ портрет потомкам РРёСЃСѓСЃ после того, как его истерзанное тело РІ поту Рё РєСЂРѕРІРё «было завёрнуто РІ льняные покрывала, пропитанные благовониями, как это принято Сѓ иудеев» Рё временно оставлено Росифом Ариматейским Рё РќРёРєРѕРґРёРјРѕРј РІ склепе Гефсиманского сада.
Верующие утверждают, что туринская плащаница и есть то самое покрывало, которое было обнаружено двумя Мариями на полу опустевшего склепа. «Пётр сохранил плащаницу, но ныне местонахождение её нам неведомо», – писал в IV веке Св.Нин.
Триста лет спустя плащаница объявилась РІ Рерусалиме (РѕР± этом пишет, РІ частности, епископ РђСЂРєСѓС„), Рё находилась здесь около четырёхсот лет. Р’ конце XI века реликвию обнаруживают РІРґСЂСѓРі РІ Константинополе. После разграбления РіРѕСЂРѕРґР° крестоносцами РѕРЅР° исчезает, затем каким-то образом оказывается РІРѕ Франции, после чего остаётся уже более или менее РЅР° РІРёРґСѓ Сѓ современных историков.
Первыми владельцами плащаницы были герцоги Савойские, предки итальянского короля Виктора Рммануила. Рзвестно, что РІ XIV веке относительно аутентичности реликвии среди клерикалов разразился яростный СЃРїРѕСЂ: истинность плащаницы церковью официально признана РЅРµ была.
В 1532 году часовня, в которой хранилась достопримечательность, сгорела, но саван почти не пострадал, слегка обуглились лишь его концы.
Величайшая историческая ценность туринской плащаницы РЅРё Сѓ РєРѕРіРѕ РЅРµ вызывала сомнений, однако, научный РјРёСЂ, возможно, РЅРёРєРѕРіРґР° Р±С‹ Рё РЅРµ обратил РЅР° неё внимания, если Р±С‹ РЅРµ удивительное открытие, сделанное РІ 1898 РіРѕРґСѓ состоятельным фотографом-любителем Шевалье РџРёРѕ, который получил РѕС‚ короля Виктора Рммануила разрешение сфотографировать реликвию.
РџСЂРѕСЏРІРёРІ пластины, РџРёРѕ обнаружил удивительную вещь: изображение РЅР° саване оказалось «изнаночным»; РѕР±Рµ части его, РґСЂСѓРіРёРјРё словами, несли РЅР° себе негативное изображение. Р’ результате вместо ожидавшегося негатива РЅР° пластинах РџРёРѕ проявилась идеальная фотография необычайно благородного мужского лица, каждая черта которого излучала величайшую СЃРєРѕСЂР±СЊ. Рзображение поражало реалистичностью Рё естественностью.
Ртак, РІ результате каких-то загадочных процессов ткань плащаницы, сыграв роль фотографической пластины, донесла РґРѕ нас истинный портрет РРёСЃСѓСЃР° Христа. РџРѕ РґРІСѓРј «фотографиям» плащаницы РјС‹ можем установить РЅРµ только СЂРѕСЃС‚ РРёСЃСѓСЃР° (5 футов Рё 8 РґСЋР№РјРѕРІ), РЅРѕ Рё некоторые детали, потрясающим образом дополняющие известные нам факты Рѕ драме РЅР° Голгофе Рё событиях, Р·Р° ней последовавших.
Вряд ли стоит говорить о том, что сообщения эти прозвучали как гром среди ясного неба и произвели настоящую сенсацию во всём мире. По поводу истинности реликвии и выводов, сделанных теми, кто изучал снимок, разгорелся ожесточённый спор.
Доктор Поль Р’РёРЅСЊРѕРЅ, профессор биологии РІ Парижском католическом институте, вместе СЃ помощником, профессором физики полковником Колсоном, провёл серию экспериментов Рё отчёт Рѕ РЅРёС… представил учёному совету французской Академии наук. Р’ начале 30-С… РіРѕРґРѕРІ, после того, как туринскую плащаницу выставили РЅР° публичное обозрение, для дальнейшего исследования были образованы РґРІРµ РєРѕРјРёСЃСЃРёРё – РѕРґРЅР° РІ РўСѓСЂРёРЅРµ, другая РІ Париже. Р’СЃРєРѕСЂРµ РѕР±Рµ РѕРЅРµ заявили, что обладают убедительными доказательствами того факта, что туринская плащаница – действительно последнее одеяние РРёСЃСѓСЃР° Христа.
Доктор Виньон, занявший пост секретаря объединённой комиссии, выразил уверенность в том, что изображение не могло быть нанесено на ткань искусственно. Само понятие о негативе появилось лишь после изобретения фотографии. Для того, чтобы живописными средствами с величайшей точностью воссоздать негативный снимок человека, древнему мастеру необходимо было знать такие научные и художественные принципы, о которых до недавнего времени человечество не имело ни малейшего представления.
«Принципы эти, – говорит Виньон, – очень трудно воплотить даже в обычном, позитивном рисунке. Плащаница же предлагает нам негатив идеально выполненной фотографии. Даже сегодня ни один гений живописи не в состоянии художественными средствами воссоздать столь точный фотографический негатив. Собственно говоря, никому и не удалось представить сколько-нибудь убедительную копию фотографии на плащанице, хотя попытки такого рода предпринимались достаточно авторитетными мастерами своего дела».
Стоит заметить также, что прежде чем нанести на ткань масляный или акварельный рисунок, художник должен холст подготовить (отшлихтовать), сделав его жёстким и негнущимся. Однако лён плащаницы мягок, нежен и тонок.
Но как на саване мог проявиться негативный снимок распятого человека? Подытоживая свои наблюдения, доктор Виньон делает более чем интригующий вывод. Дело в том, что пот человека, который подвергается физическим истязаниям или страдает сильной лихорадкой, содержит значительный процент мочевины. В результате брожения последняя испускает пары аммиака. Саван, которым было облачено тело Христа, пропитали, как указано в «Евангелие", соком алоэ и миррой. Аммиачные пары вступили с соком алоэ в химическую реакцию, которая сенситизировала в льняную ткань, превратив её в своего рода аналог фотографической пластины.
Обстоятельства трагедии, судя по всему, способствовали возникновению благоприятных для того условий. Мы знаем, что тело Христа не омыли: оно было сплошь измазано потом и запёкшейся кровью из ран – от тернового венца, гвоздей, плетей и удара копья. В преддверии субботы тело оставили в закрытой пещере, где ничто не могло помешать испарению аммиака из мочевины, выделенной вместе с потом. С учётом всех этих факторов то обстоятельство, что тело, завёрнутое в лён, оставило на нём фотографический отпечаток, контрастность которого возрастает в местах соприкосновения с тканью, кажется не только неудивительным, но даже естественным.
Что и доказал весьма убедительно доктор Виньон: обернув покрытый аммиаком пластмассовый манекен льняной тканью, пропитанной соком алоэ, он получил на последней отпечаток, во многом напоминающий изображение, которое несёт на себе плащаница.
Ртак, тайна реликвии раскрыта? Нет, есть тут РјРЅРѕРіРѕ такого, что РІСЃС‘ ещё требует объяснения.
Образ, отпечатавшийся на льняных простынях, идеально контрастен. Гармония света и тени тут такова, что лицо смотрит на нас совершенно как живое. Невероятно, чтобы столь потрясающий фотографический эффект мог быть достигнут в результате самой обычной химической реакции между парами, испускаемыми телом, и соком алоэ.
Другая загадка: запёкшаяся кровь полностью сошла с тела на саван. Сам по себе факт этот не слишком и удивителен, ведь аммиак растворяет волокна свернувшейся крови. Но дело в том, что «мазки» крови были переведены на ткань до того точно, что получился портрет, отчасти написанный кровью!
Доктор Виньон не сумел воспроизвести процесс, в результате которого лён так идеально впитал бы в себя засохшую кровь. Тем более непонятно, как на протяжении столетий частички крови не осыпались с ткани, и почему оне остались тёмно-карминными, а не превратились в бурые пятна, как это бывает обычно.
РќРѕ есть тут ещё более удивительное обстоятельство. РќР° плащанице были обнаружены капельки серы. Рстечение серы РёР· раны знаменует начало первого этапа трупного разложения. Однако разлагающееся тело испускает аммиак необычайно интенсивно, Р° РІ жару процессы тления ускоряются. Р’ таких условиях фотографии РЅР° саване РЅРµ должно было получиться: отпечатки, оставленные РЅР° ткани сравнительно слабым истечением аммиака, оказались Р±С‹ размыты, Р° затем Рё стёрты уже РІ первые часы пребывания тела РІ склепе, РІС…РѕРґ РєСѓРґР° был привален камнем.
Что же произошло? Ответ РЅР° этот РІРѕРїСЂРѕСЃ существует, хоть разум Рё отказывается РІ него верить. Тело РРёСЃСѓСЃР°, напомним, принесли РІ пещеру вечером РІ пятницу. Воскресным утром оказалось, что тело исчезло. РљСѓРґР°, почему? РќР° эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ «Библия» РЅРµ даёт ответа.
Если выводы доктора Виньона верны, то... тело должно было исчезнуть сразу же после того, как вход в склеп привалили камнем! В любом другом случае процессы разложения почти сразу же уничтожили бы «фотографию» на простынях. Так туринская плащаница самым неожиданным образом подтверждает то, что говорится в «Библии» о распятии Христа и его последующем исчезновении.
РќР° фотоснимке плащаницы явственно РІРёРґРЅР° рана РЅР° СЂСѓРєРµ. РќРѕ РѕРЅР° находится РЅРµ РІ центре ладони, как полагали живописцы нашей СЌСЂС‹. Гвоздями пронзены запястья: именно так раньше Рё распинали – тонкие кости ладони просто РЅРµ могли Р±С‹ удержать РЅР° кресте человеческое тело. РћРґРЅРѕР№ уже этой ужасающей детали достаточно, чтобы отмести любые предположения Рѕ том, что образ туринской плащаницы был создан средствами живописи. РќРё РѕРґРёРЅ мастер средних веков или более позднего времени РЅРµ осмелился Р±С‹ нарушить церковные каноны, которыми руководствовались. Р СѓР¶ тем более РЅРµ посмел Р±С‹ РѕРЅ изобразить РРёСЃСѓСЃР° без набедренной РїРѕРІСЏР·РєРё: такого еретика немедленно приговорили Р±С‹ Рє смерти.
РќР° СЃРЅРёРјРєРµ РІРёРґРЅС‹ следы РѕС‚ ран, нанесённых терновым венцом Рё плетьми. Р’РёРґРЅС‹ настолько отчётливо, что легко распознаётся тип flagellum СЃ РґРІСѓРјСЏ или тремя ремнями, РЅР° конце каждого РёР· которых был закреплён металлический шарик. Р’ правом Р±РѕРєСѓ тела РІРёРґРЅР° рана, СЏРІРЅРѕ нанесённая ударом РєРѕРїСЊСЏ. Согласно «Библии», РРёСЃСѓСЃ испустил РґСѓС… РґРѕ того, как солдат проткнул ему Р±РѕРє. Медицинский анализ плащаницы подтверждает этот факт. РР· раны РІ Р±РѕРєСѓ выделилась сера (след РѕС‚ неё есть РЅР° ткани) – Р° это Рё доказывает СЃРѕ всей определённостью, что РІ момент нанесения удара тело уже было мертво. Между тем пронзать тело распятого копьём было тогда РЅРµ принято – обычно, дабы убедиться РІ том, что приговорённый испустил РґСѓС…, палач перебивал ему голень. Неожиданный отход РѕС‚ привычной процедуры подтвердил пророчество «Ветхого Завета»: «Ни РѕРґРЅР° кость РІ теле его перебита РЅРµ будет».
Доктор Виньон провёл колоссальный объём работы в надежде пролить свет на тайну туринской плащаницы. Вывод его таков: «Руководствуясь данными проведённых исследований и текстами «Евангелия» в качестве путеводителя, следует признать: Христос действительно запечатлел для потомков финал своей жизненной драмы. Он оставил на ткани свой точный образ, остававшийся скрытым от глаз человечества вплоть до появления фотографии».
Фодор, Нандор. Меж двух миров.