Если Бога нет, то есть эволюция. Если мы признаём, что Бог есть, то мы - созданы. Мы и наш мир - созданы. Есть, кстати, авторитетная версия этого - Библия. Очевидно, что до создания материального мира, его, этого самого материального мира, не было. Включая пространство и время. Вечность - это не бесконечное количество времени. Это отсутствие времени.
Разумеется, в создании мира есть смысл. Но только если создание мира идёт вместе с созданием человека. Почему? Смешно. Потому что голубого неба - нет. Оранжевого апельсина - нет. Ласкающего кожу ветерка - нет. Звука ломающейся ветки в лесу - нет. Голубое небо - это интерпретация человеческим сознанием воздействия потока электромагнитного излучения, характеризующегося длиной волны примерно 450 ангстрем.
Диапазон человеческого зрения, или, другими словами, восприятия электромагнитных колебаний, очень ограничен. Если представить себе шкалу длин электромагнитных волн, то отрезок нашего восприятия (зрения) находится в промежутке между отметками 400 и 750 ангстрем. Меньше микрона. А есть ещё миллиметры, метры и километры на этой шкале. Если бы мы видели во всём диапазоне этой шкалы (а это в одну сторону - радиоволны, а в другую - рентгеновское излучение), то стены нашей квартиры были бы прозрачными, тела и предметы были бы прозрачными, а голубого неба не было. Вокруг стояло бы лёгкое мерцание - те, кто видел фильм "Матрица", могут себе это представить. Чтобы это мерцание превратить в отчётливые образы, нужно человеческое сознание и - важно! - ограничения по диапазонам восприятия. Все каналы восприятия, органы чувств, должны иметь ограниченную шкалу. Иначе мир будет просто мерцающим пространством. Бог не может увидеть созданный им мир, не превратившись предварительно в человека. В какое-то количество человеческих существ. Душа - это часть Бога. Локализованная и ограниченная по диапазонам.
Компьютер никогда не сможет испытать боль. Как бы ты его ни программировал. Да, эффектно будут сгорать датчики, издаваться звуки, может быть, он будет даже корчиться и извиваться. Но это всё будет имитация.
Испытывать боль, чувствовать, желать - это не принадлежит этому миру. Эти качества сконцентрированы в той частичке Бога, которую Бог, как часть себя, вкладывает в каждое рождающееся на свет человеческое тело. Пушистый шарик, искра Божия, вдохновение жизни.
Есть янские шарики, есть иньские. Янские предназначены только для того, чтобы заставлять комплекс "шарик - тело" вляпываться в неприятности: не справился - не дал потомство, справился - и потомство дал, передав ему на генном уровне нужный узор качеств, и обучил, передав ему на коммуникационном уровне нужный набор знаний. Добыча новой информации и передача её потомству.
Иньские шары, наоборот, должны заставлять комплекс "шарик - тело" НЕ вляпываться в неприятности: не справился - не дал потомство, справился - дал. Сохранение новой информации и передача её потомству.
Соответственно, и главные качества для янских и иньских шаров разные: для одних - развитое образное мышление и ограниченное чувствование, порождающее напор и поиск неприятностей. Для других - развитое чувствование и ограниченное образное мышление, порождающее уход от неприятностей. Разумеется, тела и устройство мозга должны быть несколько разными для носителей янских и иньских пушистых шаров.
И никакой эволюции! Как философской идеи самопроизвольного превращения амёбы в человека. Тем более что за последние 30 лет накопилось громадное количество научных данных, противоречащих этой теории, господствующей, кстати, в общественном сознании лишь в последние 150 лет. До этого в среде естествоиспытателей господствовала теория о самопроизвольном зарождении мух и лягушек из грязи. Появление микроскопа и новых данных убило эту теорию наповал, но философская потребность выметания религии и мистики из поля исследования мира привела, естественно, и к отрицанию идеи Бога - сначала в научной среде, а потом и в массовом сознании. Новое поколение исследователей, находящееся на самом острие атаки на непознанное в различных научных дисциплинах, всё больше приходит к мысли, что кто-то всё это гениально создал. Но так как "наука принципиально не занимается началами и концами" - этим занимается философия, а в европейской цивилизации после Кьеркегора, Витгенштейна и Маркса у нас в ней полное безрыбье - то... ну, как-то.
Да, о животных. Ещё 100 лет назад все знали, что у животных нет души. Возрастание общей гуманности в европейской цивилизации начиная с XVIII века, создание Уолтом Диснеем в 1927 году Мышонка, открывшего эру мультфильмов про очеловеченных зверушек, проникновение в европейское сознание идеи реинкарнации, упрощённой и вульгаризированной до мысли о превращении в крокодила или свинью в следующей жизни, - всё это привело к тому, что животных воспринимают как таких же, как мы: всё понимающих, всё чувствующих, только несколько вроде как не настолько развитых, не настолько интеллектуальных. Что почему-то не мешает их массово убивать, есть их мясо, шить из их кожи одежду, не обращать внимания на гигантское производство, постоянно существующее в каком-то "параллельном" обыденной жизни мире и занимающееся исключительно только этим. Определитесь, есть душа у животных или нет!
Но даже если вы поймёте, что у животных её нет, что первому человеческому чипу (микросхеме) мы отмечали в прошлом году всего лишь 25-летний юбилей, а компьютеры, работающие на этих чипах, уже могут создавать вполне реальные виртуальные реальности, с совершенно "осознанным" поведением виртуальных персонажей, что голограмму (объёмное изображение) уже скоро можно будет и пощупать, что Бог вполне обладает технологиями на уровне 2,5-миллионолетнего юбилея человеческого чипа - то это всё равно не значит, что к животным нужно относиться жестоко.
Ну, а ваше тело тоже создано по тому же принципу, что и животные. Его тоже нет в том же смысле, в каком "нет" голограммы, из которой капает кровь и можно рассмотреть всё внутри. Есть только часть Бога - вечная, неуничтожимая - светящийся пушистый шарик. Вставленный с помощью высочайших технологий в органический голографический скафандр-робот. И как-то со всем этим надо жить. Поднимите правый манипулятор поближе к глазам. Видите, как красиво?
Опубликовано в газете "Версия", февраль 2004.